139 Documentary Center: центр притяжения творческих людей

Опубликовано· 3 760
139 Documentary Center: центр притяжения творческих людей

По адресу Султанали Машхади, 210, в неприметном промышленном здании советского типа находится место, за последние 2 года ставшее важнейшим элементом культурной жизни Ташкента.

139 Documentary Center — это, по их собственному определению, междисциплинарное пространство, организованное местными художниками, активистами и исследователями культуры.

Центр существует в формате галереи и основной своей целью ставит продвижение и развитие документалистики в Узбекистане. С этой целью здесь проводятся выставки, лекции, мастер-классы и воркшопы, а авторам предоставляется площадка для выставления своих работ.

Основатель галереи Тимур Карпов — ташкентский фотограф-документалист, говорит, что центр создан для того, чтобы показывать настоящую живую фотографию, отражающую место и общество, в котором мы живем. Это его попытка выстроить диалог с жителями этого пространства.

Документальная фотография — это актуальный медиум, показывающий действительность такой, какая она есть. Она не всегда бывает приглядной и глянцевой, поэтому быть фотографом-документалистом в узбекском обществе, сфокусированном на внешнем лоске и благовидности, всегда было непросто. Еще несколько лет назад человек с фотоаппаратом воспринимался чуть ли не как преступник, и существование такого центра сложно было себе представить.

Сейчас ситуация обстоит гораздо лучше, но все же нельзя сказать, что она изменилась радикально. Фотофобия в нашей стране продолжает существовать. Тем не менее, определенные послабления в этой области есть, реакция людей и органов правопорядка на человека с камерой уже не так категорична, и этого достаточно, чтобы люди стали увлекаться стрит-фотографией. Это способствует тому, что в стране появляются молодые (и не очень) авторы, которым нужна поддержка. Им необходимо давать свободу самовыражения, площадку, где они могли бы выставляться.

В этом смысле очень важно наличие такого места, где нет цензуры, и авторы вольны делать практически все, что им вздумается. Это возможно благодаря тому, что центр создан художниками для художников. Вдобавок, центр существует за счет собственных средств, что позволяет ему работать независимо и формировать свою повестку самостоятельно.

Но развитие невозможно представить без обучения, без знакомства с работами признанных мастеров жанра. Поэтому организаторы приглашают и привозят в галерею известных профессионалов из мира кино и фото для того, чтобы они своим примером вдохновляли и задавали высокий уровень местным авторам.

Однако, центр не ограничивается выставками документальной фотографии. Здесь также проходят кинопоказы (и даже кинофестивали), музыкальные сеты, социально-значимые мероприятия, образовательные лекции и мастер-классы по всевозможным актуальным темам.

Пока самым громким событием в жизни галереи можно назвать проведение выездной сессии фестиваля документального кино Артдокфест в январе 2021 года. В рамках сессии было показано десять фильмов-призеров фестивалей 2019−2020 годов, а также проведены лекции, мастер-классы и дискуссии с авторами этих фильмов и организаторами фестиваля.

Артдокфест — пожалуй, самый значительный на постсоветском пространстве международный фестиваль авторского документального кино, представляющий документальные фильмы всех жанров и направлений. Учрежден в 2007 году и проводится ежегодно в Москве. С 2014 года проходит также в Санкт-Петербурге и Риге.

Повестку, которую транслирует центр, можно отслеживать по мероприятиям и выставкам, которые проводятся в галерее. Это зачастую какие-то социальные проекты, затрагивающие актуальные для Узбекистана темы: развитие гражданского общества и гражданского активизма, роль женщины в обществе, отношение к животным, принудительный труд, гендерное равенство и многое другое.

В марте 2020 года, в рамках фестиваля «Не виновата», организованного в поддержку женщин, столкнувшихся с домашним насилием и сексуальным харассментом, в галерее прошла выставка «Во что ты была одета?». Ее экспонатами стали предметы одежды, которые были на жертвах в момент нападения. Этот проект был реализован более чем в 50 странах. Он призван сместить внимание общественности от жертвы к агрессору и показать, что внешний вид женщины не является причиной насилия над ней.

В марте этого года прошла выставка «Сарпа» (или «Приданое»). Её организатором выступил проект sarpa.media, который фокусируется на вопросах гендерного равенства. Экспозиция, в которую вошли работы фотографа-документалиста Умиды Ахмедовой, винтажные сюзане и современные сундуки с подарками, показывает, как менялась мода на приданое с конца семидесятых.

В феврале прошла фотовыставка «Лица и их морды». Ее герои — беспризорные собаки, которым повезло найти своих хозяев, и люди, впустившие их в свою жизнь.

Кроме этого, в центре регулярно проводятся кинопоказы. Сейчас там действуют сразу 2 киноклуба. Кинопоказы по вторникам и субботам проводит Олег Карпов, а по четвергам здесь гостит Cineclub Paradiso — самый старый из ныне действующих киноклубов Ташкента. В репертуаре — классика авторского кино и современные фестивальные хиты.

В целом, таких мероприятий много, они разнообразны и проводятся на регулярной основе. Почти всегда они бесплатны для посетителей. Все это сделало 139 Documentary Center своеобразной штаб-квартирой для многих местных авторов и ценителей искусства, местом сбора и центром притяжения.

Получить более подробную информацию о центре и следить за анонсами мероприятий можно в соцсетях: Telegram, Instagram, Facebook.

Автор: Азиз Хакимов
Воспроизводство, копирование, тиражирование, распространение и иное использование информации с сайта Afisha.uz возможно только с предварительного письменного разрешения редакции. Пользовательское соглашение
Свидетельство регистрации электронного СМИ №0400 от 13 августа 2019 г.
Учредитель: ООО «Afisha Media»
Главный редактор: Сапаева Галина Вячеславовна
Адрес: 100007, Ташкент, ул. Паркент, 26А / Почта: info@afisha.uz
© 2005-2024 Afisha.uz
ООО «Afisha Media»