Бобур Фарманов: «Работа студента — это не зубрёжка конспектов, а получение практического опыта»

Опубликовано· 2 263
Бобур Фарманов: «Работа студента — это не зубрёжка конспектов, а получение практического опыта»

В Ташкенте прошёл первый art science перформанс, посвящённый актуальным проблемам образования, науки и искусства. Молодая и энергичная команда фонда по развитию науки и образования Ziyo Forum презентовала первые результаты работы, рассказала о проектах и о том, какие проблемы они решают. Сразу после первого в Ташкенте art science перформанса состоялось первое эксклюзивное интервью директора Ziyo Forum Бобура Фарманова — специально для Afisha.uz.


Наш фонд стал широко известен благодаря муралу, созданному в Сергелийском районе. Рисунок посвящен врачам, в руках которых во время пандемии находился весь народ. Идея сделать мурал пришла в голову художнику Хасану Майчееву в сентябре. Тогда в городе не происходило ничего интересного. Мы пришли к тому выводу, что нужно что-то сделать и как-то подбодрить людей.

Был период, когда мы решали бюрократические вопросы. Поиск нужного здания дался сложнее и дольше всего. Сначала были предложения сделать в одном районе, потом в другом. Потом было согласование с ЖКХ. Думали, что всё. Утвердили дом. Но потом нам сообщают, что это место куплено для рекламы на год вперёд. В итоге мы встретились с хокимом Сергелийского района Элбеком Шукуровым. Он поддержал нашу идею и помог нам быстро найти нужное здание.

Мы начали подготавливать место для рисования. Это были большие квадраты, на которые надо было натянуть сетку. В целом было 350 квадратов, размер каждого из них был 1*1 м.


Был забавный момент. Когда мы приехали на площадку, наш художник говорит, что он боится высоты. Здание, которое нам предоставили, 9-этажное. Тогда я подумал, что было бы смешно, если мы всё отменим. Но Хасан молодец — он взял себя в руки и всю неделю рисовал на высоте. При этом, кран с люлькой находился под наклоном и постоянно качался. Когда Хасан спускался вниз, его еще некоторое время покачивало.

Во время работы над рисунком мы переделывали лицо ребёнка два раза. Сначала мы сделали его улыбающимся. Поняли, что это не то. Сделали грустным. Снова не то. Потом оставили нейтральное лицо. Над образом врача мы работали так же долго. Так как медицинская маска закрывает часть лица, нам нужно было сделать акцент на глаза. В них боль. В них ответственность за жизнь человека. В них осознание важности своей профессии. Я думаю, что потом мы сможем убрать маску с лица врача, но сейчас она является напоминанием того, чтобы люди ходили в масках. Главное, меняли их. А не носили ту единственную с марта месяца.

Основное, что мы хотели показать этой работой, — это масштаб проблемы, связанной с пандемией, и важность ее решения. Мы общались с врачами. Они порой не бывали дома по два-три месяца. Они боятся заразить родственников, потому что или уже сами заболели, или могут быть просто переносчиками вируса.


Мы не хотели, чтобы со временем труд врачей вновь был обесценен. До пандемии были ситуации, когда врачей запугивали или ломали нос за смерть своих родственников. Что произошло в пандемию? Все стали искать врачей. Звонить, спрашивать у знакомых. Люди согласны на многое, чтобы врачи спасли жизнь их близкому человеку.

Когда мы закончили рисунок, многие нас поддержали и сказали, что мы сделали крутой проект. Но был и хейт, причем необоснованный. Человек в комментариях написал слово «Ужасно». Что конкретно ужасно? Почему ужасно? Как можно было бы сделать лучше? Ничего конкретного не сказано. При этом, слова обижают художника. Он творческий человек, его легко ранить.

Сейчас мы готовим серию проектов, связанных с муралами. Они будут посвящены не социальным темам, а связаны с искусством. Мы будем привлекать других художников, так как проектов будет много. Как фонд — мы предоставим все необходимые материалы художнику. Мы понимаем, что важно приобретать качественную краску, чтобы потом во время дождя ее не смыло или она не выгорела на солнце.


Я считаю, что искусство — это для души. Когда я жил в Новосибирске, я был совладельцем галереи современного искусства 2SOMA (space of modern art). Сначала у нас была одна галерея, позже мы с партнером открыли вторую. В нашей команде было восемь человек, среди которых были меценаты, искусствоведы, кураторы. Галерея просуществовала недолго, но мы успели сделать большие выставки и перформансы.

Первую выставку мы организовали в 2016 году. Это было шествие «Монстрация» вместе с российским художником Артёмом Лоскутовым. Монстрация — это массовая художественная акция в форме демонстрации с лозунгами и плакатами. Участники шествия используют их как основное средство коммуникации со зрителями, друг с другом. Как средство самовыражения, при помощи которого они осмысляют окружающую действительность. В монстрациях каждый человек может проявить свое творческое начало.

Тогда в шествии участвовало около 3000 человек. Потом мы собрали плакаты людей и обклеили ими нашу галерею. Этой выставкой мы показали, что даже непрофессиональный художник может выставляться в галерее.


В Новосибирске я оказался, потому что учился в РАНХиГС по направлению государственного и муниципального управления. С первого курса обучения я начал участвовать в волонтёрских проектах. Я прилетел в Новосибирск в начале сентября, а уже 30 сентября ректор академии вручал мне благодарственное письмо за организацию благотворительной акции. Во время учёбы я участвовал во всевозможных конференциях, акциях, форумах, круглых столах. Сначала на волонтерских началах, потом в качестве партнера и в роли организатора.

Было интересно. В таких проектах я получал практический опыт, который мог по окончанию учебы применить в работе. Сейчас, как руководитель фонда, я говорю, что высшее образование — это 90% работы самого студента и лишь 10% даёт институт. Работа студента — это не зубрёжка конспектов, а получение практического опыта в проектах внеучебной деятельности.

Когда меня спрашивали о том, почему я так часто участвую в проектах, я всё время шутил. Участвую, чтобы не замёрзнуть. Новосибирск же. Там холодно. Зимой температура достигала -40 ̊С. Если не двигаться, то можно замёрзнуть (смеётся).


Когда учёба закончилась, я решил вернуться домой. Я придерживаюсь такого мнения, что где родился, там и пригодился. В эпоху глобализации это звучит странно, потому что ты можешь находиться в любой точке мира и при этом быть полезным своей стране. Но я всё равно вернулся домой. Понял, что в Узбекистане есть проблемы, которые нужно решать. Мы молодёжь. Кто их будет решать, если не мы? Кто?

Став директором Фонда развития науки и образования Ziyo Forum, я с командой начал делать проекты по трем направлениям: образование, наука и просвещение. Наш мурал в Сергелийском районе входит в состав последнего направления. Благодаря муралу, фонд стал широко известен и у людей стал ассоциироваться с искусством. Именно поэтому для презентации проектов Ziyo Forum, а также освещения проблем науки и образования, был выбран формат Art Science перформанс. Он находится на стыке творчества, образования и технологий.

Когда мы создавали фонд, мы поставили перед собой задачи — повысить качество образования, внедрить в практику научные разработки и формировать молодёжь с точки зрения кадрового резерва страны.

Основная проблема сферы образования сегодня — это отсутствие индивидуальных траекторий развития. Студенты не имеют достаточного практического опыта, чтобы по окончанию высшего учебного заведения применить их в работе. Получить его можно, реализовывая проекты. Для этого мы предоставляем лаборатории и материалы, нужные для реализации идей. Да, бывают сложности. Да, иногда вопреки чему-то, но всегда ради чего-то.

Мы — молодая команда амбициозных и креативных ребят, сталкиваемся абсолютно с теми же реалиями, что любой студент вуза, каждый молодой специалист. Именно поэтому нам важно не только говорить о проблемах, но и решать их, от одной живой истории к новой.

Автор: Алина Здобникова
Воспроизводство, копирование, тиражирование, распространение и иное использование информации с сайта Afisha.uz возможно только с предварительного письменного разрешения редакции. Пользовательское соглашение
Свидетельство регистрации электронного СМИ №0400 от 13 августа 2019 г.
Учредитель: ООО «Afisha Media»
Главный редактор: Сапаева Галина Вячеславовна
Адрес: 100007, Ташкент, ул. Паркент, 26А / Почта: info@afisha.uz
© 2005-2024 Afisha.uz
ООО «Afisha Media»