Осознанное потребление 2021: почему люди одеваются в комиссионках

Опубликовано· 5 900
Осознанное потребление 2021: почему люди одеваются в комиссионках

В последнее время в Ташкенте стало набирать популярность движение осознанного потребления, давно принятое за норму в Европе. Молодежь и люди постарше стараются сократить количество вещей в гардеробе, отдавая предпочтение только той одежде, которую носят постоянно. Сюда также относится покупка вещей, бывших в употреблении.

Хоть в 90-е люди и стремились избавиться от ненужных вещей, а встречи по выходным на Янгиабаде были частью культуры, происходило это больше из-за нехватки средств к существованию.


В настоящее же время секонд-хенд приобрел новый окрас и теперь отличается подходом к реализации. Например, комиссионки базируются в инстаграме, а вещи туда сдают новые и почти в отличном состоянии. Если хорошо поискать, то можно найти подлинные туфли Prada или платье от Dolce за полцены.

Немалую роль играет производительность. За последние десятилетия значительно вырос объем производимой продукции, а вместе с ним — продажи и ликвидация. Люди стали покупать вещи чаще, в больших количествах, и так же быстро их выбрасывать.


Поэтому в комиссионки идут не только за стильной одеждой, которую не купишь в масс-маркете, но и с девизом быть ответственным за окружающую среду. Бывает, покупаешь вещь, не примерив, а дома оказывается, что она мала, либо вовсе не подходит стилю. Тогда вещь можно сдать в комиссионку и присмотреть что-то взамен.

В 2020 году в Ташкенте открылась онлайн-комиссионка Keling, oling!, на создание которой Камиллу Ахмедову подтолкнул разбор родительского гардероба и последующая экономия на вещах.

Проведя осенью и зимой прошлого года два поп-апа — вечеринки, где люди могли вживую ознакомиться с лотами, 25 апреля состоялся весенний, третий поп-ап. Он прошел в здании 139 Documentary center, где посетителей встречали диско и фанк музыка и прохладительные напитки.


Большая часть покупателей подтягивается ближе к вечеру, и получается своеобразная тусовка. До обеда людей немного, но и среди них были покупатели. Кто-то заглянул из любопытства, открыть для себя новое, а кто-то целенаправленно пришел за вещью, которая приглянулась еще в инсте.

В небольшом лофтовом помещении организаторы разместили четыре вешалки и стол с украшениями. Вещи на поп-апе — это одежда и аксессуары из масс-маркета, брендированная продукция и вещи без бренда. Всего здесь было представлено 180 единиц, каждая из которых имеет свою историю.


Большая часть вещей — женская одежда и аксессуары. По словам организатора, не так много мужчин, которые стремятся избавиться от вещей и возиться с разбором гардероба. Бывает, что мужские вещи передают через жен и стилистов.

Придя на выставку, мы пообщались с Камиллой, задав ей несколько вопросов.

Как зародилась идея создать комиссионный магазин?

— Идея зародилась в период карантина. Когда люди пользовались предметами первой необходимости, в моих услугах стилиста никто не нуждался. Я продавала через olx [платформа онлайн-объявлений — ред.] различные статуэтки, потом задумалась об одежде. В то же время я следила за московскими и алматинскими проектами. Задумалась, что это может быть актуально и в Ташкенте. Во-первых, одним я помогаю людям разгрузить гардероб, вторым — купить одежду по сниженной цене, тем самым подарив ей вторую жизнь.


Камилла Ахмедова

Как вас находят люди?

— Сейчас в комиссионке большинство вещей представлены от людей из моего близкого окружения. Единицы от людей, написавших мне в инстаграм.

На самом деле, очень много желающих сдать вещи. К сожалению, физически я не могу принять их все: на данный момент вещи хранятся у меня дома.

Как вы проверяете подлинность вещей?

— Брендовую одежду на данный момент я беру только у знакомых. Это мой первый проверочный этап. Затем я проверяю вещь по особенностям того или иного бренда: каким должен быть подклад, перфорация на кнопках, вид стежков.

Позицию до $500 я проверяю сама: ищу информацию в сети, уточняю в соответствующих российских группах. Есть любители, которые могут сказать, поддельная вещь или оригинальная, есть и профессионалы, которые на этом зарабатывают.


Позиции свыше $500 я проверяю у специалистов. По определенным правилам отправляю им по почте фотографии: молний, серийного кода, бирок. Проверяется все, вплоть до шрифта. На основе этого они дают свой вердикт. Такая услуга платная.

В Москве в этом плане проще. Там существует технология автоматической аутентификации Entrupy. Искусственный интеллект проверяет на подлинность сумки и аксессуары, обувь и часы.

В базе данных — более 10,5 миллионов изображений, с которых гаджет считывает нюансы изделия: устройство делает фотографии материала, из которого изготовлена сумка, а также фотографии фурнитуры, подкладки и других деталей. На основании снимков выдается заключение о подлинности изделия.


Почему продажи проходят в формате вечеринки?

— Мне кажется, человек приходит за атмосферой. Когда есть хорошая музыка, собирается классный народ — так даже прикольнее.

Вещи я реализую через инстаграм. При создании поп-апа мне захотелось показать людям, что вещи могут быть опрятными и актуальными — на постсоветском пространстве у людей есть ассоциации с барахолками.


Потом я обратила внимание, что за время поп-апа может продаться до 20 позиций: людям покупать одежду в живую легче. Также мне необходимо менять формат продаж, ведь я несу ответственность за лоты, которые продаю. Люди на меня рассчитывают, и я переживаю, купят чьи-то вещи или нет.

В дальнейшем я планирую сделать небольшую физическую точку, потому что она больше соответствует разумному потреблению. Покупая онлайн, мы можем ошибиться с размером или фасоном. По этим причинам в keling, oling! и продаются новые вещи.

Как вы определяете стоимость вещей для продажи?

— Я сравниваю стоимость вещей с похожей одеждой из локальных магазинов. Также смотрю, сколько стоит одежда из Китая, и делаю цену ниже. Потому что продавать вещь по ташкентской цене не совсем разумно. И тем, кому эта тема не близка, могут отдать предпочтение вещам из другого магазина.

С брендовыми вещами легче. На них цены я ищу на сайтах комиссионок, которые есть в Москве и Алматы.


Также нужно не забывать про актуальность моделей и значимость бренда. Например, бренд Prada больше ценится, чем Dolce&Gabbana. Но и цена на туфли от Prada может варьироваться: одна модель будет стоить $100, а другая — $300.

Публика на поп-апе совершенно разная. Это не только подписчики из «Инстаграма» или знакомые друзей. Некоторые приходят поддержать проект и покупают недорогую брошь, а иногда приходят за конкретной вещью. В основном, уходят лоты по ценам от 200 000 до 300 000 сумов. За день поп-ап могут посетить около 100 человек.

Вы сами придерживаетесь идеи вторичного рынка?

— Да. Когда приходят лоты моего размера, я присматриваю их себе. Но стараюсь подходить к этому разумно, чтобы было меньше вещей, но универсальных.

Когда я разобрала свой гардероб — что-то отдала, что-то продала — я поняла, что вещей стало меньше, но я стала одеваться лучше.


Изначально идея комиссионки возникла, когда я заглянула в родительский гардероб. От мамы осталось очень много винтажной одежды в ретро-стиле, итальянские костюмы. У бабушки я нашла что-то времен ее молодости, что-то — маминой. В 2020 году я сэкономила приличную сумму денег, найдя у бабушки базовые вещи: черную водолазку, например, и вязаный кардиган.

Автор: Виктория Чмыхалова
Воспроизводство, копирование, тиражирование, распространение и иное использование информации с сайта Afisha.uz возможно только с предварительного письменного разрешения редакции. Пользовательское соглашение
Свидетельство регистрации электронного СМИ №0400 от 13 августа 2019 г.
Учредитель: ООО «Afisha Media»
Главный редактор: Сапаева Галина Вячеславовна
Адрес: 100007, Ташкент, ул. Паркент, 26А / Почта: info@afisha.uz
© 2005-2024 Afisha.uz
ООО «Afisha Media»