Регистрация

Украинский архитектор Олег Дроздов: плохой город — это тот, где размер парковки и размер парка одинаковы

Осенью в Узбекистан прилетит Олег Дроздов, чтобы в составе международного жюри выбрать лучшие работы II архитектурного смотра-конкурса ME’MOR//2021. В интервью именитый архитектор рассказал о том, как получать зарубежные проекты, реагировать на общественное недовольство и сохранять идентичность.


Давайте посмотрим на мировой процесс развития архитектуры. Как вы считаете, он также подвержен глобализации и страны потеряют остатки идентичности?

Всё зависит от стойкости местных традиций. Например, мне крайне прискорбно, что в Узбекистане уходит в прошлое типология домов с внутренними дворами. Она идеально приспособлена к климату, культуре, большим семьям. Жалко, что им на смену приходят виллы, в которых кондиционер должен быть включен с утра до вечера.

Молодое поколение архитекторов не поддерживает переосмысление традиций. Между тем это проверенные тысячелетиями, отточенные инструменты. Не вся новизна имеет право занять место в будущем. В целом в мире идут два параллельных процесса. С одной стороны все становится глобальнее, а с другой — появляются громадные перспективы для развития новой локальности.

Олег Дроздов (Украина) — архитектор, основатель архитектурного бюро «Дроздов и партнеры» и Харьковской школы архитектуры, эксперт премии Европейского Союза EU Mies Award.


Театр на Подоле в Киеве

Несколько лет назад вы столкнулись с волной недовольства из-за проекта театра на Подоле в Киеве. Людям не понравился проект здания. Можете поделиться мыслями о том, как архитектору реагировать на общественное порицание и можно ли его избежать?

Мы крайне благодарны этому событию, послужившему детонатором разговора о городе, архитектуре, хорошем и плохом. Конечно, спор рассудит история. Но многие трансформации проходят через кризис, и тут важно, содержательный кризис или нет, ставит ли он под вопрос устоявшиеся нормы и стереотипы. Архитектор должен чётко отстаивать свою позицию и без нее вообще ничего не начинать. Если он уверен и имеет логичные способы убеждения, то победа останется за ним.

В нашем случае билеты в театр на Подоле были распроданы на два года вперёд, тут проходит множество мероприятий, выпускаются значки с этим зданием. Театр стал предметом городской истории и городской символики.


Жилой дом в Харькове

В каком направлении будет двигаться архитектура в ближайшее десятилетие?

Перед архитектурой сегодня стоят большие вызовы, потому что мы ответственны за половину ресурсов планеты. Это не только строительство домов, но и энергоресурсы, которые эти дома потребляют, и транспорт. Планирование городов отвечает за всю экосистему.

Также будет меняться парадигма, переходя из категории владения в категорию бытия — жизнь важнее, чем имущество. Имущество больше не является путем к счастью. Мы будем чаще менять места работы и жительства, а архитектура станет более адаптивной к изменениям. Это спровоцирует возникновение абсолютно новых типологий, новых конструкций, новой архитектуры.


Дом в Одесской области

Агентство Drozdov&Partners много работает с зарубежными проектами в Корее, Кувейте, США, Австрии, Швейцарии. Расскажите на своем примере, как архитекторам выходить на заграничные рынки?

В нашем агентстве зарубежные проекты имеют два типа происхождения. Первый — это открытые международные конкурсы. Победить в них сложно, но если постоянно принимать участие, то наступает момент, когда ты начинаешь выигрывать. После конкурсов появляются контракты и связи.

Второй источник проектов — украинская диаспора, которая достаточно активна в бизнесе и девелопмент-индустрии. Еще иногда случается так, что иностранные инвесторы видят твое портфолио и обращаются напрямую.


Café Très в Швейцарии

Что необходимо учитывать при работе с зарубежными партнерами?

Тут важны чувствительность к разным культурам и климатическим условиям, а также умение правильной интерпретации. Мы никогда не станем корейцами либо до конца американцами, но можем предложить нечто адаптивное. Поэтому колоссальное количество времени тратится на то, чтобы изучить те же ураганные ветры во Флориде или резко континентальный климат, при котором перепад температур в сутки достигает 25 градусов.

Если вы умеете настраиваться на культурные контексты, лайфстайлы, ожидания общества, то есть шанс победить. Для этого мы много путешествуем. Пока ты не поймешь основные локальные компоненты, твоя архитектура будет восприниматься как чуждая.

Частный дом

Каких, на ваш взгляд, изменений требуют города Узбекистана?

Самое важное — это изменение сознания и отношения. Многие вещи, которые выглядят архаично, требуют изучения, охраны и развития. Например, медресе способны дать толчок общественной архитектуре в новых интерпретациях.

Я был в Бухаре и Самарканде, видел традиционный узбекский город. К сожалению, он исчезает, и я мечтаю со своими студентами сделать проект на эту тему. Мне интересны глинобитные строения, постройки из сырца — предки были невероятными мастерами. Должны появиться архитекторы, которые будут работать в старых традициях и строить жилье с реакцией на местный климат.

Но при этом важно не буквально работать с традицией, а продолжать традиционную линию, но при этом говорить на современном языке. Как показывает опыт Аравийского полуострова, потерять идентичность легко, а снова ее обрести практически невозможно. Дубай, Кувейт выглядят как плохой американский город, в котором размер парковки и размер парка одинаковы.


Частный дом Sun House в Харькове

Если вы архитектор, дизайнер интерьера, студент профильного вуза или журналист, то примите участие в ME’MOR//2021. Общий призовой фонд составляет 160 млн сумов, работы принимаются до 31 июля 2021 года на сайте memor2021.uz

Организатор ME’MOR//2021 — ИП ООО «КНАУФ ГИПС БУХАРА». Конкурс проводится при поддержке Союза архитекторов Узбекистана.

Опубликовано: 28 июля 2021
Подписывайтесь на наш Telegram канал
Мобильное приложение: Android и iOS (iPhone)

Оставить комментарий

Пройдите регистрацию или авторизируйтесь на сайте.

Будьте в курсе событий!

Читайте также

© 2005-2021 Afisha.uz
ООО «Afisha Media»
0.084
Воспроизводство, копирование, тиражирование, распространение и иное использование информации с сайта Afisha.uz возможно только с предварительного письменного разрешения редакции. Пользовательское соглашение

Свидетельство регистрации электронного СМИ №0400 от 24 мая 2007 г.
Учредитель: ООО «Afisha Media»
Главный редактор: Сапаева Галина Вячеславовна
Адрес: 100007, Ташкент, ул. Паркент, 26А / Почта: info@afisha.uz

18+