Dixit Algorizmi — творчество на стыке истории и науки

Опубликовано· 3429
Dixit Algorizmi — творчество на стыке истории и науки

Разноплановые работы дизайнеров, теоретиков, архитекторов и музыкантов, объединённые легендарным открытием нашего великого предка Аль-Хорезми.

«Как говорил Аль-Хорезми»

5 октября в Центре современного искусства открылась концептуальная выставка, посвящённая нашему предку, известному во всем мире математику и ученому Мухаммаду ибн Муса аль-Хорезми. Экспозиция рассказывает современному зрителю, каким образом открытия аль-Хорезми оказали влияние на современные технологии и инновационное развитие.


Выставка отражает выводы, к которым пришел ученый много веков назад, а название выставки — ничто иное, как наименование трактата первооткрывателя алгоритма основателя алгебры Мухаммада ибн Мусы аль-Хорезми.

В основе всего лежит алгоритм

Одна из основных идей выставки — донести до зрителя глубину влияния, которое оказали работы аль-Хорезми на современный глобальный мир. Мир, в котором мы живем с повсеместными автоматизацией, постоянным обменом информации и непрерывными достижениями в области техники, существует, прежде всего, по алгоритмическим правилам. А современные технологии, такие как искусственный интеллект и роботизированная автоматизация, основаны на тех же базовых принципах, которые были сформулированы аль-Хорезми более тысячи лет назад.

Команда зарубежных специалистов

Данная выставка не связана с какой-то конкретной областью, её цель — отдать дань уважения ученому и его истории. Главным куратором выставки выступил Джозеф Грима в сотрудничестве с со-кураторами Шейда Гомаши и Камило Оливейра.


Шейда Гомаши, со-куратор выставки

«Как говорил аль-Хорезми» приглашает нас по-новому взглянуть на источник технологических и философских инноваций, которые привели человеческую цивилизацию к тому состоянию, в котором она находится сегодня", — отметила Шейда Гомаши, со-куратор выставки.


Джозеф Грима, куратор выставки

«Алгоритм формирует все возможные взаимодействия в современной культуре через приложения на наших смартфонах. Мы знаем это слово, но не понимаем его. С помощью мультисенсорной и иллюстративной выставок мы прослеживаем его происхождение и огромное влияние, которое алгоритм оказал на общество и культуру, от древности до современности», — рассказывает куратор выставки Джозеф Грима.

8 инсталляций

Экспозиция представлена восемью инсталляциями, расположенными на двух ярусах ташкентского Центра современного искусства:

«Алфовит Лазги» — проект Саодат Исмаиловой и CCA Lab, раскрывающий одно из самых древних выражений телесности нашего региона, знаменитый хорезмский танец Лазги. «Живой Царь» — исследование мозаичных плиток под руководством Джеймса Брайдла и Бахтиера Бабамурадова.


Название работы — это отсылка к легенде Шахи-Зинда, а также к продолжающемуся развитию математического знания от аль-Хорезми до наших дней. Подвижная модель узора будет видоизменяться на протяжении всех 29 дней выставки, отражая бесконечный процесс развития и возникновения сложных систем из простейших начальных условий.


Кроме того, на выставке представлены проекты «Корреспонденция» Нарвин Дж.Хан-Доссос совместно с маргиланским центром; «Скорость 0: Владения Не игрового ИИ» Чарли Таппа; «Дом Аль Хорезми» разработка Space Caviar; «Чистка эмоциональных данных» итальянской художницы Элизы Джардина Папа; «Экранный разговор» Нила Белуфа и «Архивы Аль-Хорезми» Анвара Рахматуллаева.


Разрушенная временем гигантская гипсовая модель

Нижний этаж Центра современного искусства посвящен архивам знаменитого узбекского скульптора Анвара Рахматуллаева и драматичной истории памятника, который так и не получил финансирования. В 1983 году была установлена гипсовая статуя аль-Хорезми, приуроченная к его 1200-летнему юбилею. В последующем она стала символом района.


Гипсовую модель памятника планировалось перевести в гранитную, однако из-за отсутствия финансирования проект то и дело откладывался и, к сожалению, не был до конца реализован вплоть до наших дней. У самого Анвара Рахматуллаева сохранился архив фотографий, эскизов и макетных статуй, глядя на которые можно прочувствовать атмосферу того времени и окунуться в историю на несколько десятков лет назад.

Дух творчества и живое общение в центре города

Совместно с выставкой в Центре современного искусства планируется целый ряд образовательных мероприятий, направленных на раскрытие фигуры гениального ученого и математика аль-Хорезми.


В программе центра запланированы различные живые и цифровые мастер классы, встречи с художниками и экспертами, а также кинопоказы и дискуссии, которые позволят глубже изучить богатые открытия великого предка и их влияние на современный мир.

Смотрите фотоотчет

Автор: Мираслава Юлдашева
Воспроизводство, копирование, тиражирование, распространение и иное использование информации с сайта Afisha.uz возможно только с предварительного письменного разрешения редакции. Пользовательское соглашение
Свидетельство регистрации электронного СМИ №0400 от 13 августа 2019 г.
Учредитель: ООО «Afisha Media»
Главный редактор: Сапаева Галина Вячеславовна
Адрес: 100007, Ташкент, ул. Паркент, 26А / Почта: info@afisha.uz
© 2005-2024 Afisha.uz
ООО «Afisha Media»