Край
Рассказ о машинисте, который на почве любви к паровозам сталкивается с немецкими и русскими женщинами в сибирской глуши.
Сразу после завершения Великой Отечественной Войны, танкист Игнат (Владимир Машков) прибывает в далёкое поселение, куда ссылались «враги народа» с оккупированных немцами территорий СССР. В не самом дружелюбном окружении герой, страдающий от фронтовой контузии, быстро находит сожительницу Софью (Юлия Пересильд). Вскоре главный герой устраивает гонки на паровозах и ссорится с начальством. Игнат отправляется на остров, где обнаруживает старый локомотив, а также немку Эльзу (Аньорка Штрехель). Естественно, между ними возникает светлое чувство, которое успешно преодолевает языковой барьер, но сталкивается с женской ревностью и комиссарским непониманием.
Художественный фильм «Край» в этом году выдвинут на «Оскар». В шортлист он ещё не попал, но имеет все шансы туда попасть. Здесь есть все элементы, которые традиционно присутствуют в картинах подобного класса, плюс ко всему обыгрывается нетривиальная тема межкультурного общения побеждённого народа с победителем. Что касается культурной ценности и глубины, то здесь «Край» хоть и может похвастаться таким же количеством клюквы, как и «Утомлённые Солнцем 2», явно не дотягивает до истинного величия.
Эпичности в полотне Алексея Учителя хватает. Чтобы достичь желаемого эффекта режиссёр использовал несколько инструментов: актёра Владимира Машкова, музыку Дэвида Холмса и потрясающие паровозы.
Человеческие образы на фоне металлических великанов несколько теряются, но не без исключений. Кроме Машкова, который не особенно выбивается из традиционного образа железного человека с «чертями в глазах», в фильме есть выдающаяся немецкая артистка Аньорка Штрехель, которая сумела правдиво передать сложные чувства своей героини. Что касается Юлии Пересильд, то ей уже давно пора выбиться из несколько поднадоевшего амплуа побитой жизнью русской женщины с безграничными духовными возможностями. Эта очаровательная девушка способна на большее и хочется надеяться, что вскоре она это покажет.
Продюсером «Края» выступил Константин Эрнст. Его прикосновение сильно ощущается в этой картине. Если раньше Учитель снимал камерные вещи, то в этот раз он лихо играет с эпическими масштабами. Руководитель «Первого» не жалел денег, за счёт чего оторваться от происходящего на экране просто невозможно. При всём своём драматизме, это действительно зрительская картина, которую стоит смотреть в кинотеатре. После сеанса вы вряд ли выйдите духовно просветленными, но жалеть о потерянном времени (как в случае со многими другими российскими картинами) вам точно не придётся.