Грозовой перевал

Опубликовано· 4 642

В очередной экранизации самого известного и неоднозначного романа Эмили Бронте не осталось ничего классического.

Когда глава семейства Эрншо приводит в дом Хитклиффа — бездомного цыганского мальчика, жизнь в усадьбе «Грозовой перевал» меняется. Между ним и Хиндли вспыхивает ненависть, между Кэти и Хитклиффом — любовь. После смерти мистера Эрншо мальчик вынужден работать в конюшне и терпеть извечное унижение. Кто знает, может, отсюда исходят зачатки его жестокости, дикости и необузданности? Став взрослым, Хитклифф жаждет мщения. Он мстит всем, в том числе и Кэти, с которой связала его судьба, и с которой, по воле рока, он не может быть вместе. Намеренно разрушая жизни других, Хитклифф ломает свою.

Шестая по счету картина под названием «Грозовой перевал» не должна была стать похожей на все предыдущие. Так решила английская Гай Германика — Андреа Арнольд — режиссер арт-хаусного кино, успевшая не один раз удивить своим оригинальным видением критиков на международных фестивалях. Собственное творение, ставшее скорее эссе или своеобразным сочинением на тему «Грозовой перевал», мало походит на экранизацию произведения. Режиссер изрезала роман вдоль и поперек, оставив, по собственному мнению, главное, но зато привнесла много своего.

Стоит отметить, что идея данной экранизации витала в мыслях продюсеров давно — аж с 2008 года с Натали Портман в главной роли. Но менялись режиссеры — менялись и актеры. Исполнительницей главной роли назывались то Джемма Артертон, то Эбби Корниш. На роль Хитклиффа даже предполагалось пригласить модного сейчас Майкла Фассбендера — актера, которого приглашают все, кому не лень. Но Андреа Арнольд решила по-своему и взяла своих исполнителей прямо с улицы — никому не известных и непрофессиональных, таких, которые несут в себе тот самый «необузданный уличный дух». Главного героя сыграл Джеймс Хаусон (молодой Хитклифф — Соломон Глэйв). Роль Кэтрин досталась красотке Кае Скоделарио, разделившей её с малышкой Шеннон Бир.

В картине мало диалогов, и отсутствует всякое музыкальное сопровождение. Но всегда слышен шум порывистого ветра, явившийся подлинным настроением картины, а там где воют ветра, всегда слышен дождь. Несказанно повезло режиссеру с потрясающими холодными, но по-своему грандиозными английскими пейзажами и оператором, стоявшим, вероятно, ранее на службе у канала Natural Geographic. Именно ему удается передать все прелести картины, будь то цветочки-лепесточки под райское чириканье пташек или грозные надвигающиеся облака, заснять сумрачные, застывшие виды природы, окрашенные в традиционные серо-зеленые цвета. И именно он получил приз за лучшую операторскую работу на Венецианском кинофестивале.

Когда же оператор отрывается от любимого занятия, нам удается увидеть унылую ферму глазами Хитклиффа — именно так дрожит и спотыкается камера, даже когда споткнуться-то особо не обо что. Направо и налево во весь кадр нам показывают, как вешают собак, режут овец и тому подобные неприятные вещи. Смущение вызывает и то, как, тихий и замкнутый в себе Хитклифф вдруг начинает ругаться матом. Да и сам по себе чернокожий герой в классическом романе смотрится весьма «инновационно». Крошка (да и барышня тоже) Кэти больших изменений не претерпела, а вот её брат Хиндли стал почти что заправским уличным хулиганом — выглядит и говорит он очень похоже.

В попытке выделиться и не изменить себе, Андреа Арнольд создала очень неуютное, полное символизма, но лишенное определенной и явной формы зрелище. Те, кто привык видеть женские шляпки, зонтики и мостики при одном лишь упоминаний «женский роман», будут разочарованы. А вот любителям арт-хауса и оригинального видения после просмотра придется роман перечитывать. Слишком далеко ушла режиссер от «Грозового перевала».

Автор: Ксения Валиуллина
Подпишитесь на наш Telegram