Захватывающий, отталкивающий и прекрасный в равной мере: обзор фильма «Носферату»

Опубликовано· 2 687
Захватывающий, отталкивающий и прекрасный в равной мере: обзор фильма «Носферату»

У Роберта Эггерса получился впечатляющий ремейк, который сочетает в себе уважение к оригиналу и современное кинематографическое мастерство.

В первую неделю нового сезона с двух ног к нам врывается один из лучших фильмов прошлого года. Именно поэтому, следуя «особенностям» нашего подхода к подбору лучших картин, «Носферату» Роберта Эггерса автоматически попадает в список лучших фильмов 2025 года. Сейчас объясню, почему.

Ладно, давайте в последний раз, его зовут Орлок. Он — эксцентричный затворник, носит титул графа и является вампиром из Трансильвании. Живет один в огромном замке, спрятанном в глуши Карпатских гор. Предполагается, что он был кем-то вроде черного мага, но это не особо важно.

В 1838 году граф решает приобрести дом в Германии. К нему отправляют риэлтора Томаса Хуттера, который не подозревает, что это соглашение является частью оккультного договора между Орлоком и его работодателем. Вопреки отговоркам его невесты Эллен, Томас отправляется в Трансильванию… и тут понеслось.

Если вы чувствуете некоторое наитие, но ничего не слышали о всяких «Носфератах», то фильм является ремейком классического немого шедевра 1922 года, который, в свою очередь, представляет из себя неофициальную экранизацию небезызвестного романа «Дракула» Брэма Стокера. И «Носферату» Эггерса — это настоящий подарок для ценителей готического ужаса и изысканного кинематографа, пропитанный плотной, гнетущей атмосферой и мрачной поэзией, которая ненамного мрачнее, чем любой лихорадочный сон.

С первых кадров фильм захватывает своим визуальным великолепием. Декорации, костюмы и операторская работа создают ощущение полного погружения в эпоху, где каждый элемент продуман до мельчайших деталей. Вообще Эггерс известен своей приверженностью к исторической достоверности, и здесь это проявляется в полной мере. В стремлении к максимальной реалистичности режиссер отказался от компьютерной графики в пользу практических эффектов. В итоге одно можно сказать точно: каждый кадр — это произведение искусства.

Особое внимание стоит уделить актерской игре. Лили-Роуз Депп в роли Эллен Хуттер вызвала неоднозначные реакции: одни считают ее игру бездарной, а другие готовы номинировать актрису на «Оскар». Я же притворюсь той девушкой, которая читает книгу на концерте какого-нибудь айдола, чтобы выделиться, и скажу, что я где-то посередине. Ей определенно стоит еще набраться опыта и поработать над другими проектами, чтобы продемонстрировать всю невыносимую тяжесть своего огромного таланта, но то, как она корчилась в лихорадочных припадках в «Носферату»… вызвало у меня мурашки.

Билл Скарсгард, он же Пеннивайз из «Оно», вновь продемонстрировал свою способность создавать зловещих и харизматичных персонажей. Эггерс сознательно решил не раскрывать внешний вид вампира до премьеры, чтобы усилить эффект неожиданности и сохранить интригу для зрителей. У него это получилось. Чтобы не спойлерить, но подпитать интерес, скажу так: Скарсгард стал лучшим Орлоком за его столетнюю историю, превосходно воплотив образ культового вампира, и это при том, что его внешность претерпела изменения.

Помимо Депп и Скарсгарда, в фильме немаловажные роли играют Николас Холт (Томас Хуттер), Аарон Тейлор-Джонсон (Фридрих Хардинг), Эмма Коррин (Анна Хардинг) и шикарный Уиллем Дефо (профессор Альбин Эберхарт фон Франц). Всем уделено достаточно времени и все крайне хороши в своих образах. Если вы посмотрели фильм и не согласны, то вспомните, что творилось в романе Стокера, пестрящим красноречивым языком и манерами аристократии 19 века, где каждые две страницы все признавались друг другу в любви, а потом шли молиться.

Сюжет фильма развивается размеренно, позволяя зрителю прочувствовать нарастающее напряжение и неизбежность надвигающейся угрозы. Эггерс мастерски сочетает элементы классического хоррора с психологической драмой, исследуя темы одержимости, запретной страсти и столкновения с неизведанным. Правда, концовка оказалась слишком резкой и менее захватывающей, чем хотелось. Все по заветам оригинала.

И предупрежу тех, кто не знает, кто такой Эггерс, не ждите хоррора в привычном понимании. Его фильм, конечно не лишен скримеров, но подсчитать их можно по пальцам одной руки. Его проекты всегда про атмосферу.

Музыкальное же сопровождение и звуковой дизайн — мое почтение. Все, что слышишь в фильме, усиливает ощущение тревоги, делая каждую сцену еще более насыщенной и эмоционально заряженной.

Подводя итог: «Носферату» — это пример того, как можно переосмыслить культовый материал, сохранив его дух и добавив новые грани, делающие историю в меру актуальной и гипнотической для сегодняшнего зрителя. И вообще, это был лишь вопрос времени, когда режиссер вонзит зубы в вампирскую тематику, учитывая, насколько он любит исследовать мифы разных эпох в своих произведениях. Для меня, Эггерс в очередной раз доказал, что он остается одним из самых самобытных и уникальных режиссеров 21 века.

«Носферату» — это готический фолк-хоррор, изобилующий роскошными визуальными деталями, стонущий под тяжестью зловещего ужаса, конвульсивного корчащийся от насилия и приправленный коварными намеками на самого дьявола. А еще, благодаря фильму, вы узнаете, как Петер познакомился с Виаго, Владиславом Тыкающим и Диконом. Шутка, но кто понял отсылку, тому плюсик в карму и вечная любовь.

Роман Кнышов
Автор
Роман Кнышов