Динозавры не вымерли: как новый «Мир Юрского периода» возвращает магию Спилберга

Несмотря на отсутствие радикальных нововведений, это хороший летний аттракцион, который не копирует, а вдохновляется старым добрым «Парком Юрского периода».
Вы когда-нибудь мечтали стать лучшей версией себя? Моложе, красивее, идеальнее? Всего одна инъекция разблокирует вашу ДНК и запустит процесс деления клеток, который создаст новую версию вас. Вот примерно таким и промышляет новый «Мир Юрского периода».
Прошло больше тридцати лет с тех пор, как Спилберг напугал и одновременно заворожил миром динозавров, и почти столько же с момента, как эта франшиза начала поедать сама себя. Все следующие фильмы вообще вызывали в лучшем случае раздражение, в худшем — сожаление. Но вот пришло «Возрождение» и критики снова разделились ровно поровну — кто-то рад, а кто-то умирал от скуки. Но ирония в том, что фильм как будто действительно понял: чтобы вновь оживить динозавров, надо сначала заглянуть в первоисточник.
На этот раз за дело взялся Гарет Эдвардс — человек, который умеет снимать истории про больших монстров. В компании со сценаристом Дэвидом Кеппом, стоявшим у истоков франшизы, режиссер запускает новую версию юрского безумия. К сожалению, без старых героев, зато с новым и красивым составом.
В центре сюжета — остров Сент-Юбер, куда фармацевтический воротила Мартин Кребс (Руперт Френд, явно получающий удовольствие от роли) отправляет экспедицию ради извлечения ДНК динозавров. Его цель — не наука, а деньги. Помогают ему суровая наемница Зора Беннетт (безупречная Скарлетт Йоханссон), капитан Дункан Кинкейд (Махершала Али) и доктор Лумис (Джонатан Бейли), который жалуется, что людям больше не интересны динозавры. Тут и появляется Дистортус Рекс (запомнить это невозможно, спасибо Википедии), или, по-рэперски, Ди Рекс — шестилапый гибрид.
Надо отдать должное создателям — персонажи, конечно, собраны по лекалам, но подобранный актерский состав полностью состоит из профи, и каждый выкладывается по полной. Отдельное спасибо за Хавьера (Дэвид Яконо), который сначала раздражает, а потом внезапно оказывается почти что героем. Такая же судьба у большинства героев — сначала клише, потом накладываются слои живого и человеческого.
На визуальном уровне все отлично: проект снят в настоящих джунглях с минимумом зеленки. Эдвардс возвращает ощущение чуда — то, чего не хватало последним фильмам. Саспенс выстроен более-менее грамотно: камеры медленно движутся, звуки тревожат, тени пугают. Но, финал превращается в очередную мясорубку с участием всех существ. И тут, несмотря на весь хаос, есть чувство, что ты все еще смотришь кино, а не слепленную на скорую руку кальку, как это было с прошлой частью.
Музыку написал Александр Деспла, известный по работе с Уэсом Андерсоном. Он заменил Майкла Джаккино и лучше подобрался к фирменному стилю серии. Деспла прикасается к музыкальным темам Джона Уильямса, переплетая их с собственной мелодической эстетикой, что легко погружает в атмосферу фильма, даже без спецэффектов.
Если не вдаваться в философию и просто наслаждаться беготней по джунглям с хищниками на хвосте, фильм работает. Он не революционный и не меняет правила игры. Но он как хороший ремейк старого рецепта: те же ингредиенты, но приготовлено с душой. И главное — с уважением к оригиналу. Это не безумный ребут, это почти что любовное письмо к Спилбергу. И в этом, казалось бы, плюсе, кроется главный минус: вы не увидите ничего нового. Абсолютно ничего. За это фильм в основном и критикуют.
«Мир Юрского периода», возможно, уже и не шокирует. Но «Возрождение» — это именно то, чего не хватало: приятный блокбастер без перегрузки экшена и натужной драматургии. Несмотря на отсутствие радикальных нововведений, это хороший летний аттракцион, который не копирует, а вдохновляется старым добрым «Парком Юрского периода». С таким подходом, может, у этой франшизы еще действительно есть шанс не вымереть.
