Смотрибельно и забываемо: обзор фильма «Я знаю, что вы сделали прошлым летом»

Опубликовано· 220
Смотрибельно и забываемо: обзор фильма «Я знаю, что вы сделали прошлым летом»

Слишком много попыток в ностальгию, слишком мало настоящего ужаса, и чуть больше, чем нужно, невнятных поворотов.

Жанру «слэшер» — уже больше полувека. Свое «золотое десятилетие», начавшееся в начале 70-х, он использовал для поиска грани между искусством и кровавым цирком с изощренными убийствами. В итоге жанр сформировал свою ключевую идею — притчу о грехе и возмездии. Герои (чаще всего подростки) злоупотребляют алкоголем и сексом, нарушают правила родителей и смеются над смертью.

И тут появляется он — механизм кармы в маске и тесаком в руках, как молчаливый, но усердный работник моральной службы. И в последние тридцать лет слэшер уже просто не знал, как извернуться, чтобы не выглядеть мемом. В сценарии обязательно была строчка «спасаясь от убийцы, девушка бежит вверх по лестнице в спальню». Другого пути она, по всей видимости, не знает.

Возникает вопрос: почему тогда этот жанр до сих пор жив? Все просто, слэшер — это своего рода ритуал очищения на подсознательном уровне: мы смотрим, как наказывают других за то, что мы сами иногда делаем или хотим сделать. А в конце выживает та (чаще девушка), которая «жила правильно». Это странная и даже извращенная надежда на справедливость. И «Я знаю, что вы сделали прошлым летом» пытается играть в классику, но с такой кирпичной физиономией, что временами хотелось… а хотя, оставим это на финал.

Для справки, это четвертая часть франшизы, но прямой сиквел одноименного фильма 1997 года. Группа красивых и невероятно привилегированных друзей собирается посмотреть на праздничный фейерверк, чтобы, как водится, отправить чью-то судьбу с обрыва. Убийство — случайное, чувство вины — коллективное, решение — притвориться, что ничего не было. Спустя год это трагическое событие напоминает о себе, когда таинственный убийца с крюком в руке пытается им отомстить. Чтобы остановить его, молодые люди обращаются за помощью к двум выжившим после похожей резни в Саутпорте в 1997 году.

Персонажи, как и в оригинале, сплошные архетипы: светская львица Даника (Мэдлин Клайн), ее фоновый жених-аксессуар Тедди (Тайрик Лешон Уизерс), героиня с прошлым Ава (Чейз Суи Уондерс), таинственный Майло (Джона Хауэр-Кинг), изгнанница Стиви (Сара Пиджон). Есть еще подкастерка-омнисексуалка в исполнении модели Гэбриетт… надо же как-то обозначить, что сейчас 2025 год. Справедливости ради, ее персонаж — пожалуй, самый любопытный в этой истории.

А фанатам оригинала приготовили десерт: Дженнифер Лав Хьюитт (Джули) и Фредди Принц-младший (Рэй). И нет, это не просто камео для галочки, а полноценные, пусть и уставшие, герои. Учитывая, что оба в последнее время появляются в очень низкосортном кино, их просто приятно видеть в здравии.

Сам линчеватель — снова с крюком и дождевиком. Только несмотря на взрослый рейтинг, фильм едва ли тянет на 13+. Убийства не цепляют и не пугают. Если вы не любите жесть, то здесь вам будет уютно. И все бы ничего, если бы фильм не пытался быть серьезным. Слишком много попыток в ностальгию, слишком мало настоящего ужаса, и чуть больше, чем нужно, невнятных поворотов. Возвращаясь к началу материала — порой просто хотелось встать и уйти.

К финалу Кевин Уильямсон — сценарист оригинального фильма и всех «Криков» — вообще сходит с ума и начинает разбрасываться ложными следами и «вот это поворотами». Это либо нравится, либо ты умираешь со смеху. Убийца, конечно, один. Но кто? Как? Зачем? Ответ окажется на самом деле ненужным. А сцена после титров намекает на возможность продолжения. Спасибо, не надо.

Но проект все еще полностью соответствует своему жанру, но того самого «ритуала очищения» не ощущалось. Поэтому мне пришлось порассуждать на эту тему вначале. И фильм честно признает многочисленные недостатки франшизы, за что респект. Рекомендовать его можно тем, кто просто хочет отключиться во время просмотра. Но, имейте в виду, что в то же время «Я знаю, что у вас закончились идеи» — настолько смотрибельный, насколько и забываемый.

Роман Кнышов
Автор
Роман Кнышов
Подпишитесь на наш Telegram