Фантастика с человеческим лицом: как новая «Фантастическая четвёрка» спасает жанр

Опубликовано· 539
Фантастика с человеческим лицом: как новая «Фантастическая четвёрка» спасает жанр

В мире, где Marvel последние годы скорее «выдавливала» фильмы, «Первые шаги» кажутся настоящим глотком воздуха.

Marvel наконец-то вспомнила, что супергерои — это не просто спецэффекты и разрушенные небоскребы, а еще и люди. Поэтому «Фантастическая четвёрка: Первый шаги» — это не глупый перезапуск ради кассы, а попытка вернуть человечность в формулу, которую сама Marvel выжала досуха. И — о чудо — у студии получилось.

Вместо того чтобы сходу запускать квартет в бой с каким-нибудь гиперзлодеем, фильм делает шаг назад. И этот шаг — в сторону камерной, почти уютной истории про людей, у которых внезапно появились суперспособности и… ребенок. Да, на этот раз Мистер Фантастик и Невидимая Леди не просто пара, а еще и будущие родители. И именно это добавляет фильму тот уровень эмоциональной глубины, которой давно не было в супергероике Marvel. В центре истории — семья, как в «Форсаже»… да простят меня боги кинематографа.

И вы не увидите подробностей их путешествия в космос и дальнейшего облучения космической «шмегмой», из-за которой они получили свои способности. Тут они супергерои и звезды своей 828-й Земли с самого старта картины. Кстати, перед этим самым стартом, вам сначала покажут эксклюзивный трейлер третьего «Аватара», которого еще нет в сети. А еще вы увидите стилизованную под фильм заставку IMAX — ту самую, которая отсчитывает 10 секунд до начала сеанса. Получилось очень стильно. Ну, вы поняли, куда идти.

Возвращаемся к фильму. Наш Slutty Daddy или Педро Паскаль, как всегда, тащит. Его Рид Ричардс — не самоуверенный гений, филантроп и плейбой, а замкнутый в себе человек, который на каждом шагу борется с чувством вины, ответственностью и внезапной беременностью жены. Прекрасная Ванесса Кирби делает Сью не только сильной «яжматерью», но и хрупкой в лучшем смысле слова. Хрупкость здесь не про слабость, а, опять же, про человечность. Момент, когда они обсуждают будущее ребенка — один из самых искренних. Даже если вы фанат бесконечного экшена, вас не будут выбивать из повествования такие сцены.

Джонни Шторм в исполнении Джозефа Куинна — это коктейль из легкомыслия, панк-рока и добродушия. Он не бесит и за ним хочется следить. В очередной раз понимаешь, почему именно он выстрелил из всего состава «Очень странных дел». А Существо (Эбон Мосс-Бакрак из «Медведя») получился чуть менее агрессивным, чем в прошлых версиях, зато в нем есть что-то трогательное. Иногда даже забываешь, что он из камня. И динамика между всеми героями — на удивление органичная.

В фильме еще есть космос, Серебряная сёрфересса (Джулия Гарнер), и даже Галкактус (Ральф Айнесон), которых, по сути, сольют, как и всех других злодеев, но без окончательной победы. Так что ждем их повторное появление. И гарантирую, если вы следите за КВМ и вам она все еще хоть как-то интересна, вас порвет от первой концовки после титров. Вторую можно пропустить.

Но это все не главное. Важно, как на фоне этих масштабов развивается история четырех людей, которые не просто спасают мир, а с самого старта являются дружной и крепкой семьей, когда как все остальные команды — не считая Стражей Галактики — больше коллеги, которые любят помериться своими причиндалами. И тут Marvel, похоже, впервые за долгое время вспомнила: большие чувства людей работают куда сильнее.

Что касается визуала — фильм больше полагается на стилизацию и настроение, чем на тонну графики. Атмосфера будто снята с обложки научно-фантастических журналов 60-х: немного винтажа и приемлемая доза ретрофутуризма. Все как в старых комиксах и фантазиях, которые еще наши предки когда-то рисовали у себя в голове. Все выглядит намеренно немного игрушечно, но у фильма есть свой визуальный стиль, который отличается от других картин КВМ.

Ну и музыка, которая цепляла еще со времен трейлеров. Майкл Джиаччино, который уже очень долго работает с Disney (от мультфильмов Pixar до «Звездых войн» и других супергеройских эпиков), прекрасно справился с задачей, как будто воплотил свою ретрофутуристическую мечту. Возможно, это лучшая партитура Джиаччино в КВМ.

Фильм, конечно, не идеален. В первом акте темп был каким-то рваным. У антагонистов ноль целых и ноль десятых харизмы: Галактус — злодейский злодей, а Сёрфересса хоть и с трагичной судьбой, но этому уделили ровно минуту хронометража. Да и в целом, история получилась предсказуемой и «безопасной», без единого намека на кровь и серьезные темы. И я не понял, а что это мы полностью вырезали Джона Малковича из истории, хотя уже успели засветить его в трейлерах, м?!

Тем не менее, в мире, где Marvel последние годы скорее «выдавливала» фильмы, «Первые шаги» кажутся настоящим глотком воздуха. Да, у нас были неплохие «Громовержцы», где все наши психологические проблемы вылечила красивая русская блондинка ростом метр с кепкой, но «Четвёрка» оказалась лучше. Как минимум потому, что фильм спокойно смотрится в отрыве от обширной хронологии событий КВМ.

Иронично, но «Фантастическая четвёрка» смогла с четвертого раза попасть в яблочко, при всем уважении к первым итерациям 2005 и 2007 годов. А после «Громовержцев» это более удачная попытка Marvel стать взрослее вместе со своими зрителями. Без шуток про Человека-муравья в заднице, без гротескных камео и гэгов уровня Тора. Это кино, в котором наконец-то снова появились герои с большой буквы. И не потому, что у них суперсилы, а потому что они — живые. Получилось не идеальное, но приятное, милое и забавное открытие шестой фазы КВМ. Надеемся, дальше будет только лучше.

Роман Кнышов
Автор
Роман Кнышов
Подпишитесь на наш Telegram