Критики ошибались: обзор фильма «Трон: Арес»

Опубликовано· 525
Критики ошибались: обзор фильма «Трон: Арес»

Фильм не пытается быть новым словом в философии XXI века, он просто наслаждается своей цифровой искрой.

«Трон» всегда был франшизой, в которой стиль преобладал над содержанием. И я искренне не понимаю, зачем критики настолько занижают оценки третьей части, хотя она продолжает традицию своих двух предков — быть на стиле. В этот раз история вообще получилась гораздо бодрее, чем можно было ожидать от студии, чье прошлое десятилетие прошло по принципу «много экшена и ноль идей».

Сразу предупрежу, что если вы вообще не в курсе, что это за «Трон» и с чем его едят, то добро пожаловать в рубрику «Что нужно знать…». Но, лучше, конечно, ознакомиться напрямую с этой прекрасной и одновременно странной вселенной.

На самом деле, «Арес» не просто «продолжает традиции», а будто полирует их не до идеального, но все же блеска. Йоахим Рённинг — известный по последним «Пиратам Карибского моря», «Кон-Тики» и «Девушки и моря» — на удивление, не тонет в цифровом хаосе, а выстраивает кадр с педантичностью инженера, которому дали доступ к чертежам уже почти забытого сокровища.

Неон, мир Системы (или Сети), светоциклы и остальные футуристичные «вундервафли» оставляющие за собой красные следы, работают как гипноз. Фильм не столько рассказывает историю, сколько крутит техношоу, где каждая секунда идеально работает, особенно в формате IMAX. И если сюжет временами буксует, то за вас работает звук — электронный индастриал от Nine Inch Nails… как же это было хорошо. Конечно, Daft Punk навсегда в нашем сердце и ничего лучше уже никто и никогда не сделает, но NIN тоже поняли, как управлять энергетикой «Трона». Пара их треков точно заскочит в ваш плейлист.

Да, за этим прекрасным визуалом и звуком все еще прячется старая дилемма «Трона». Сценарий Джесси Вигутова бодро притворяется, что говорит о свободе воли, сознании машин и хрупкой грани между человеком и программой, а на деле раз за разом скатывается в «ИИ — это страшно, но, может, и нет». Все это мы уже видели. Обоснованная критика, но перепрочитываем самое первое предложение обзора и продолжаем. И, на самом деле, стоит на экране появиться Аресу, сыгранному Джаредом It’s Morbin Time Лето (мне это не надоест), то банальности обретают какую-никакую форму.

Лето, к счастью, здесь не в режиме придурка, а скорее в образе цифрового самурая, которому впервые позволили быть намеренно забавным. Его Арес — холодный, идеальный солдат, в котором начинает тлеть человеческая искра. Он слушает Depeche Mode, размышляет о дожде и даже умеет в сарказм. Грета Ли, как его живая антиподша, приносит фильму энергию, которой отчаянно не хватало в предыдущих частях. Ее Ив — не просто очередная корпоративная «гениесса» с болью из прошлого, а человек, которому веришь.

А Джулиан в исполнении Эвана Питерса получился типичным маньяком с комплексом бога, уверенным, что ИИ с физической оболочкой — это просто новый вид военной игрушки, которую надо срочно пропихнуть на рынок. Зато Джиллиан Андерсон добавляет в фильм трезвого рассудка… жаль, только, что это ни к чему не приведет.

И Рённинг, при всей его любви к «водяным историям», похоже, сам в восторге от того, что оказался в этом цифровом аду. Он с любовью цитирует Сида Мида, тут и там оставляет пасхалки из оригинального фильма и «Наследия» (порой они были через чур шикарны), и даже умудряется дать старине Бриджесу (Кевин Флинн) шанс на отыгрыш «Бога из машины» без убогого компьютерного омоложения из 2010 года.

По поводу критиков. «Как только действие выходит из Системы в реальный мир, магия начинает рассеиваться», — говорили они. А что делать? В третий раз кидать героев в виртуальный мир? Вторжение программ в наш мир — это самое правильное развитие франшизы. Особенно в момент неугасающего хайпа с ИИ. Гонка по реальному шоссе и последующие кошки-мышки на светоциклах, да и финальный бой с Афиной (Джоди Тёрнер-Смит) — это моменты, когда «Арес» перестает быть просто продолжением и становится чем-то новым в контексте своей вселенной. Кстати, фильм очень яро намекает на продолжение и возможный возврат героев второй части. Маловероятно, что проект соберет кассу, чтобы мышь дала добро на продолжение, но я искренне скрещиваю пальцы. Этому миру нужен квадриквел.

Фильм не пытается быть новым словом в философии XXI века, он просто наслаждается своей цифровой искрой. Да, за 180 миллионов долларов можно было снять чуть лучше, но проект красив, громок (идите в IMAX), иногда глуповат и при этом бесстыдно эпичен — как хороший техно-трек, который ты включаешь на повторе. «Трон: Арес» не станет классикой жанра, но в эпоху безликих блокбастеров приятно встретить фильм, который хотя бы помнит, что быть на стиле — это тоже искусство.

Роман Кнышов
Автор
Роман Кнышов
Подпишитесь на наш Telegram