Люди города: Рано Бабабекова
Бортпроводница узбекских авиалиний рассказала о воздушном закулисье и как стать стюардессой.
В детстве я хотела стать певицей или актрисой. Родители водили меня заниматься в творческие коллективы. Я всегда старалась участвовать в разных концертах и конкурсах. Вскоре родители мне сказали, что творческие профессии — это не серьезно.
Я поступила в медицинский колледж им. П.Ф. Боровского и закончила его с отличием. По окончанию поняла, что это не мое и дальше учиться на медика не хочу.
Я люблю путешествовать, узнавать культуру других народов, мне нравится общаться с разными людьми. Это все подтолкнуло меня стать стюардессой. Я узнала, когда будет конкурс, начала усердно готовиться. Отборочный конкурс состоял из двух этапов. На первом туре проверяют знания истории и географии. На втором туре необходимо было продемонстрировать знания узбекского и английского языков. Отборочные туры я прошла успешно, после чего меня отправили на медосмотр. После успешного медицинского обследования нас направили на обучение в учебный центр Национальной Авиакомпании. Тогда были такие самолеты, как: ТУ-154, АН-24, ИЛ-114 нашего производства. Нас обучили всему за шесть месяцев.
Не успев полетать, я вышла замуж и родила сына. Когда вышла из декрета, все самолеты, которые я учила, списали и мне пришлось переучиваться. Мой первый полет прошел на Airbus-320. После этого я стала летать на разных самолетах Boeing, а сейчас я уже летаю на Dreamliner. Спустя 6 лет службы меня повысили до бригадира. Бортпроводником и бригадиром по совместительству я летаю уже два года.
Мы приезжаем в аэропорт за 2 часа до вылета. Работаем согласно времени по Гринвичу. Первым делом я проверяю документы, сертификаты, справки, визы моей бригады. Затем мы заполняем полетное задание, проводим брифинг. Обязательно задаю вопросы, на которые все бортпроводники должны ответить. Если что-то не в порядке с документами или кто-то не ответит на вопросы, то этого бортпроводника снимаю с рейса и вызываю резервного бортпроводника. Потом мы все проходим таможенный и пограничный контроль. В самолете все проверяем по чек-листу, также проводим осмотр аварийно-спасательных средств, которые находятся на борту самолета, оформляем кухню, готовим салоны, оснащаем витрины газетами, подготавливаем мягкий инвентарь.
На кухне у нас есть печи, где мы греем касалетки (боксы с едой). Поэтому обеды и ужины всегда подаются горячими. У нас есть вегетарианская, индийская не вегетарианская, европейская, кошерная, азиатская и мусульманская кухни. При покупке билетов пассажиры могут заказать оптимальную для себя еду. За это доплачивать не нужно.
Мы вправе снять пассажира с рейса, если он заходит в самолет в состоянии алкогольного опьянения. Если человек ведет себя неадекватно во время полета, то по прилету его могут арестовать. Часто пассажиры пытаются покурить, и мы, конечно, сдаем их представителям власти, потому что такое грубое нарушение правил безопасности является угрозой для всех пассажиров борта. Если пепел попадет на какой-нибудь проводок, то самолет в течение короткого времени сгорит.
Для того, чтобы стать бортпроводником, прежде всего, нужно большое желание. Также нужно соответствовать требуемым параметрам — рост, вес, хорошее здоровье. Для прохождения конкурсного отбора необходимо знание узбекского, русского и английского языков. Настоящий бортпроводник обязан знать историю и географию своей страны, а также стран мира.
Родители меня поддерживают и очень помогают. Мои коллеги нанимают нянечек для детей, а у меня есть мама, которая мне очень помогает. Благодаря родительской поддержке я могу спокойно работать. Им приятно, что я занимаюсь любимым делом. Я нашла себя в этой работе и не могу представить себя в другой профессии.
Если тебе нужен стресс — бери в жены стюардесс (смеется). У нас с мужем есть взаимопонимание и доверие. Он мне разрешает летать и если бы не его поддержка, то моя мечта не стала бы реальной. Я очень благодарна ему за его веру в меня. Да и на самом деле, мужья стюардесс — самые счастливые мужчины.