Ташкент как новый Нью-Йорк. Общественные пространства

На примере проспекта Амира Темура «Стрелка» о безопасности, климатическом комфорте, бренде города и жителях Ташкента.
Благоустройство может разнообразить городскую среду, сделать транспортную систему города безопасной и активировать городские события и фестивали. Что важно знать о городе, чтобы начать его менять?
5 июля «Стрелка» запустила образовательную программу «Ташкент любит тебя», в ходе которой жители столицы Узбекистана узнают, каким образом благоустройство влияет на городскую среду, как сделать транспортную систему города безопасной и зачем организовывать городские фестивали.
26 и 27 июля в рамках проекта пройдут еще две лекции: "Какой может быть транспортная система в больших городах" и «Велосипед — не развлечение, а городской транспорт», на которые еще можно успеть зарегистрироваться здесь и здесь.
С первой лекцией «Зачем городу нужны общественные пространства» выступила архитектор и генеральный директор Strelka Architects Дарья Парамонова. Что важного прозвучало про Ташкент и его горожан? Делимся с вами главными моментами события.
Прежде чем начать работать в Ташкенте, по заказу хокимията были проведены антропологическое исследование и интервью с горожанами. В результате удалось выделить приоритетные направления работы.
3 проблемы, которые волнуют ташкентцев
- Транспортная система и дорожная безопасность
- Климатический комфорт
- Городская идентичность
Безопасность – самый главный пункт
Что можно сказать о транспортной системе в целом? Частный транспорт – это наша собственность, безусловная и неотъемлемая. Но частный транспорт не должен становиться главным в том городе, в котором мы живем, потому что есть еще огромное количество людей, которые ходят пешком. И чтобы люди, которые не пользуются частным транспортом, могли комфортно жить в городе, нужно развивать общественный транспорт.
Именно пешеходы определяют экономику предпринимателей, которые что-либо продают в магазинчиках, мимо которых вы идете.
В частности, на Амира Темура больше всего жителей волнуют пешеходные переходы, которых остро не хватает в транспортной системе проспекта. Если в городе безопасно, если пешеход переходит и ему удобно переходить, если он не должен идти полкилометра по улице до следующего пешеходного перехода – это тот город, в котором он хочет жить, где ему приятно находиться и работать. И вот цифра: во многих городах ДТП снизилось на 9% – это очень серьезный показатель и самая главная цель, для чего приводится вся транспортная схема в порядок.
На реконструированных улицах, в силу того, что снижается скоростной поток и регулируется движение транспорта, меняется статистика несчастных случаев.
Есть такое мнение, что с пешеходами нужно бороться, делать от них заборы, чтобы они не выбегали на дорогу, или же сгонять их на наземные или подземные пешеходные переходы. На самом деле это все не работает: люди найдут место, где им не в неположенном месте перейти, если у них нет комфортного пешеходного перехода. Для того, чтобы решить одну из главных транспортных проблем площади Амира Темура, было решено устроить посредине площади широкий зеленый буфер. Помимо того, что он создает экологическую зону в самом центре города, он выполняет чисто функциональную задачу – безопасный левый поворот.
Экология и климатический комфорт
Для Ташкента это очень важный вопрос. Все, что касается тепловых эффектов, перегрева поверхностей, пыли, которую удерживают деревья, – все это может быть учтено.
Помимо этого элементы микроклиматического комфорта позволяют регулировать проветривание улиц и снизить уровень фонового шума. Важно создавать места для отдыха, защищенные от ветра, солнца и осадков, а также организовать комфортное пребывание пешеходов на улице. В сухом жарком климате следует использовать местные, развесистые и тенистые, растения, адаптированные к условиям дефицита влаги.
Важнейший вопрос – идентичность
Сейчас на Амира Темура освещается только центральная часть и немного витрин. Здесь в одном стиле должно быть сделано освещение. К тому же на каждом перекрестке предполагается создание мест притяжения. Варианты таких решений перекрестков может варьироваться от точки для распыления воды в жару, до небольшого киоска с водой. Еще одна важная проблема, которую Ташкент стремимся решить – входы у станции метро, которые выглядят однообразно. Им стоит придать индивидуальность.
У проспекта Амира Темура есть потенциал стать брендом Ташкента. Для этого улица должна стать приветливее и безопаснее для всех.
Последнее, но не менее важное наше предложение – создание общественных пространств под эстакадными пространствами. Эстакадное пространство обычно серое, грязное, пыльное, непонятно, что с ним делать. Для Ташкента Стрелка предлагает создавать под ними небольшие общественные пространства, например, скейт-споты. Уличные виды спорта очень активно используются в городской инфраструктуре. Ребята ездят по лавкам, бордюрам, гранитным парапетам — это хорошая и распространенная практика, и мы можем создать для города еще больше таких объектов, выгодных в том числе с точки зрения декоративного дизайна.
Капитал Ташкента — это его жители
При работе над общественным пространством начинать стоит прежде всего с глобального исследования города и его систем. Кроме традиционных инструментов работы с городом и сообществом на сегодняшний день существует сбор цифровых данных: это смартфоны и соцсети, фотографии и тексты, которые мы в соцсетях оставляем. Наши цифровые «следы» могут много рассказать не только о нас самих, но и о среде, в которой мы живем. Этими исследованиями занимается относительно новая ветвь науки — диджитал-антропология.
Горожане как главные интересанты грядущих изменений могут высказывать свои пожелания. Для этого предназначены онлайн-площадки и оффлайн-встречи. В июне заработала онлайн-платформа для сбора предложений жителей, которая собрала больше 2 000 идей. Здесь аккумулируется опыт горожан, который помогает принимать более эффективные и продуманные решения.