Мирхан Сагитов: история первого международного полумарафона в Ташкенте

Опубликовано· 3 407
Мирхан Сагитов: история первого международного полумарафона в Ташкенте

Мирхан Сагитов — основатель бегового сообщества в столице и член оргкомитета Ташкентского международного полумарафона «Навруз», отвечавший за медиа и маркетинг мероприятия. В интервью Afisha.uz Мирхан рассказал, как команда оргкомитета смогла организовать спортивное событие, привлекшее 1500 участников из 28 стран мира, что за гвозди можно найти на каждом пятом километре полумарафонской трассы и как решались внештатные ситуации во время забега.

До сегодняшнего момента любые забеги в Узбекистане назывались марафонами, хотя это неверно — так могут называться только забеги на 42 км 195 м. В прошлом году 20 марта был организован первый полумарафон на дистанцию 21 км и, хотя он не был сертифицирован, это был первый забег, для которого в Ташкенте перекрыли достаточно большое количество улиц.


В 2019 году оргкомитет полумарафона организовал не просто забег, а настоящее спортивное событие с точно выверенной дистанцией и имеющее соответствующую международную сертификацию.

Для того, чтобы провести настоящий международный полумарафон, нужно получить сертификат Ассоциации международных марафонов и забегов (AIMS) при Международной ассоциации легкоатлетических федераций (IAAF). Для этого они присылают своих специалистов, которые проверяют состояние трассы, измеряют ее точную длину и изучают ее характеристики.

Сначала у нас было несколько вариантов трасс, но все они отпали после того, как в январе к нам приехал судья международного класса со своими коллегами. Они провели несколько семинаров, рассказали нам о том, какие требования предъявляются к организации полумарафона, и уже исходя из этого мы начали разрабатывать новый маршрут.


Для того, чтобы пройти сертификацию, трасса должна соответствовать нескольким критериям. Во-первых, точка старта должна располагаться на широкой, хорошо просматриваемой площадке с легкой транспортной доступностью и прямой дорогой. Участок улицы около тогда еще строящегося ледового комплекса Humo Arena хорошо подошел под эти критерии: там очень широкая шестиполосная двухсторонняя дорога и поблизости расположены сразу две станции метро — «Узбекистан» и станция «Космонавтов».

Также трасса должна быть интересной и пролегать через значимые места города и достопримечательности, так как на марафон приезжает много туристов. Именно поэтому марафоны не проводятся за городом, хотя при этом можно было бы избежать перекрытия трасс. Мы рассмотрели несколько вариантов маршрутов и выбрали самый оптимальный и наиболее живописный. Кроме этого, предполагаемый маршрут марафона изучают на электронных картах, выбирая такой путь, который перекрывал бы как можно меньшее количество главных улиц и не закрывал бы проезд к аэропортам и вокзалам.

Определившись с окончательным вариантом трассы, мы вместе с иностранными специалистами и выехали в 4 часа утра на замер: мы были в машинах, а они — на велосипедах с установленными на них счетчиками Джонсона, которые показывают точное расстояние. Датчики были откалиброваны дважды: рано утром и после окончания замера, так как температура воздуха менялась в разные часы. Эти изменения могут сказываться на давлении в шинах велосипедов, а разница в давлении, в свою очередь, могла дать погрешность при измерении.


В 6 часов утра у нас сломался велосипед, и пока мы его чинили, начался утренний час пик. Специалистам на велосипедах пришлось ехать на велосипедах среди машин, иногда выезжая на встречную полосу — это нужно для того, чтобы максимально точно повторить маршрут бегунов, ведь они обязательно будут огибать углы. Расстояние трассы должно было быть выверено с точностью до сантиметров, поэтому к делу они подошли очень ответственно и бесстрашно (смеется).

После этого специалисты подготовили целый доклад, в котором указали все характеристики нашей трассы, и выдали нам сертификат. Он действителен в течение пяти лет, поэтому теперь эта трасса еще несколько лет спокойно может быть использована для проведения полумарафонов и марафонов — для последних по ней придется пробежать два круга. Кстати, на каждом пятом километре трассы мы вбили в дорогу специальные гвозди с надписью Tashkent International Half Marathon — их смогут найти самые любопытные жители города.

Полумарафон был инициирован правительством и организован силами пяти ведомств: Министерством спорта, городским хокимиятом, Федерацией легкой атлетики, Национальным олимпийским комитетом и Союзом молодежи Узбекистана. Мы с Андреем Куликовым были привлечены как представители бегунов-любителей. В целом хотелось бы отметить команду оргкомитета, в которой мне посчастливилось работать. На протяжении полугода подготовки к полумарафону все проявили себя как хорошие специалисты и фанаты своего дела. Благодаря этому, я считаю, полумарафон и состоялся.


В полумарафоне участвовало 269 иностранцев из 28 стран мира. Марафоны — популярное направление спортивного туризма, людям интересно пробежаться по новому городу, познакомиться с единомышленниками из других стран, получить красивую медаль финишера. У нашего бегового сообщества есть связь с такими же любительскими сообществами за рубежом, мы и сами часто ездим на марафоны заграницу, а в этот раз пригласили уже их.

Откликнулось много казахстанцев, у которых было пять выходных дней: из одного только казахского общественного объединения «Экстремальная атлетика» приехало 50 человек, а от Бегового клуба Шымкента участвовало 36 бегунов. Было много сотрудников дипмиссий в Ташкенте, предварительно им были разосланы приглашения. Несколько индийцев присоединились в последний день, когда регистрация уже была закрыта — они просто увидели новость о полумарафоне в журнале на борту самолета и тоже захотели бежать. Мы, конечно, не смогли им отказать.

Организация таких крупных событий требует значительных затрат. И мы очень рады, что многие компании откликнулись и оказали поддержку этому событию. Мы обрели хороших партнеров, они в свою очередь смогли привлечь внимание тысяч людей к своим брендам. Многие затраты были инвестиционными — в ходе подготовки были проведены обучающие семинары для судей, волонтеров, медицинского персонала, что в будущем позволит нам проводить больше подобных событий на должном уровне.


Генеральным партнером полумарафона выступила компания «Лукойл». «Узэлектроаппарат» с торговой маркой Hytera обеспечил рациями сотрудников оргкомитета. Компания Lada дополнительно обеспечила автотранспортом, что позволило вести прямую телетрансляцию и следить за движением спортсменов на протяжении всей трассы.

Проблемы, конечно, тоже были, ведь для всех нас организация такого мероприятия была впервые. Одновременно друг с другом работало очень много разных структур и людей. В основном это были трудности со взаимодействием, но нам удалось с этим справится.

Были и внештатные ситуации. Ближе к концу полумарафона мы поняли, что забыли натянуть финишную ленту — а первый финишер должен был появиться совсем скоро! Все дороги были перекрыты, и один из участников оргкомитета бежал от здания Федерации легкой атлетики с этой лентой. В итоге он пришел к финишу быстрее победителя и мы успели ее натянуть (смеется).


А еще в суматохе мы никак не могли найти, где у нас лежит горн, звук которого должен был ознаменовать старт забега. Но мы не растерялись и решили использовать в качестве запасного варианта карнай-сурнай. В конце концов горн все-таки нашелся, и мы объединили его со звуками национальных инструментов — получился старт с этакой ноткой восточного колорита.

По плану нам требовалось перекрыть улицу Афросиаб на три дня, но по факту получилось только на два, поэтому организаторы не спали три ночи, чтобы выстроить больше 600 метров фан-барьеров, провести коммуникации и интернет, установить два больших экрана. Кстати, у нас впервые использовалась система электронного хронометража — у всех участников были специальные чипы, которые фиксируют время пересечения линии старта, финиша и каждых пяти километров. Все участвовавшие в забеге могли посмотреть свои результаты на сайте уже через час.

Полумарафон — это лучший способ продвигать спорт в массы. Среди полутора тысяч участников было около сотни профессиональных спортсменов, остальные — это простые любители. По всему миру набирает обороты тренд на здоровый образ жизни, и это действительно здорово. Конкретно бег тоже становится очень популярным: люди занимаются в тренажерных залах, но им все чаще хочется переносить тренировки из помещений на открытый воздух. В одном Китае, например, в год проводится больше 2 тысяч официальных марафонов, в крупных городах России и Европы каждое воскресенье проводится несколько забегов, так что приходится выбирать, на какой из них пойти. Мы тоже к этому идем. В России беговой бум начался лет 7 назад, в Казахстане — 3−4 года назад, и скоро, я уверен, он дойдет и до нас.

Автор: Вера Сухина
Воспроизводство, копирование, тиражирование, распространение и иное использование информации с сайта Afisha.uz возможно только с предварительного письменного разрешения редакции. Пользовательское соглашение
Свидетельство регистрации электронного СМИ №0400 от 13 августа 2019 г.
Учредитель: ООО «Afisha Media»
Главный редактор: Сапаева Галина Вячеславовна
Адрес: 100007, Ташкент, ул. Паркент, 26А / Почта: info@afisha.uz
© 2005-2024 Afisha.uz
ООО «Afisha Media»