Поисковый запрос должен содержать не менее трёх символов
Статья

Чем запомнилась фотовыставка «Пахта»

Опубликовано: 14 июня 2022 г.· 1 761
Чем запомнилась фотовыставка «Пахта»

С 10 по 12 июня в арт-пространстве Masterskaya проходила выставка визуальных работ, а также лекции об искусстве и продюсировании.

10, 11 и 12 июня в арт-пространстве Masterskaya проходила выставка визуальных работ, а также лекции об искусстве и продюсировании. Всё это в рамках проекта «Пахта», концепция которого заключается в повышении узнаваемости узбекской культуры путём популяризации традиционных визуальных образов Узбекистана. Проект пытается отобразить историю страны, сталкивая искусство и повседневность. Центральную линию выставки занимает образ хлопка — своеобразный символ Узбекистана, во многом для нас сакральный.


У каждого узбекистанца есть свои ассоциации, связанные с хлопком. Для кого-то приятные, для кого-то не очень. Хлопковая культура играла и продолжает играть очень важную роль в жизни Узбекистана, оказывая влияние как на социокультурные процессы, так и на экологию региона. В частности, Аральское море пришло в нынешнее состояние из-за активного орошения хлопковых полей.

Но это тема для отдельного исследования, вернёмся к выставке. 10 июня состоялось её открытие. Были представлены фотографии и графические постеры, которые были разделены на 3 серии: «Пахта» (хлопок), «Ижод» (творчество) и «Музей Савицкого».


Автор постеров Рахмон-Али Сатвалдиев, графический дизайнер и основатель проекта «КонтрКультура», утверждает, что «народ Узбекистана выглядит сегодня именно таким, каким мы его видим, отчасти по причине многолетнего доминирования хлопка.

В истории Узбекистана культура хлопка играла важную экономическую роль, что, в свою очередь, оказало влияние и на экологию в глобальном масштабе. С одной стороны, это красивое растение, широко используемое в промышленности, — из хлопка мы можем получать прекрасные экологичные продукты, с которыми могут быть связаны лишь невинные ассоциации белизны, чистоты. Но, с другой стороны, для страны, которая культивировала хлопок многие годы, это может ассоциироваться не только с особой культурой земледелия, но и с судьбоносными событиями, имевшими огромную цену и изменившими географию местности, способствовавшими модернизации страны и появлению новой массовой культуры.

Постеры с изображением хлопка — символ главной причины, повлекшей за собой изменения. Формы и линии серии «Ижод» напоминают мотивы традиционной архитектуры. Их основная цель — обращение внимания зрителя на простоту повседневности, а также возможность увидеть то, как искусство окружает нас каждый день во всем, стоит только присмотреться. Серия постеров с изображением картин из Нукусского музея образно напоминает нам Арал, превратившийся сегодня в пустыню — это реальность, к которой привела нас история".


Автор фотографий Камила Эркаева, продюсер и основатель Meteora Production так говорит о своих работах: «Композиции фото с фигурами различных людей являются живыми и постановочными одновременно, мы видим старшее поколение и младшее как смесь различных поколений и мировоззрений, являющихся единой культурой народа, транслирующих нам разные периоды истории в едином пространстве. На заднем фоне расклеены постеры с изображением хлопка и картинами из собрания Государственного музея Савицкого в Нукусе, которые, подобно истории, присутствуют в повседневной жизни каждого из нас».


Мне понравилась концепция проекта, но исполнение показалось довольно скучным. Образы не цепляют, фотографии не очаровывают и, как мне показалось, не раскрывают всю глубину концепции. Ребята поднимают важную тему, но освещают её очень поверхностно. Из приятного: угощали сангрией. Нельзя не отметить красоту «Мастерской», которая находится в этнографическом парке «Навруз», и в которой проводилась выставка. Правильную атмосферу в день открытия создавали музыканты, играющие узбекский этно-фьюжн, а также «арт-объект» в виде девушек в национальных костюмах, заплетающих друг-другу косички.


На второй день здесь прошла лекция от художницы и искусствоведа Мунис Нур «Лувр в пустыне и искусство авангарда», где она делилась редкой информацией о музее Савицкого и авангардном искусстве Узбекистана, которую собирала по крупинкам из разных источников.

Кроме этого, в дни ивента проводился благотворительный сбор средств в фонд ONA Foundation. Стоимостью входа было добровольное пожертвование.

Организатором и спонсором мероприятия выступила Masterskaya.

Смотрите полный фотоотчет.

Автор: Азиз Хакимов