Как прошел Международный фестиваль оперы и балета 2024

Опубликовано· 918
Как прошел Международный фестиваль оперы и балета 2024

В этом году в программу вошли 5 гастрольных балетов, и мы готовы рассказать о четырех с точки зрения простого зрителя. Мы увидели властно-жестокую Екатерину II и раненого нелюбовью Павла I, целеустремленную Коко Шанель и прекрасного в своем чувстве юмора Меркуцио. Сравним впечатления?

Этой весной в рамках Международного фестиваля ташкентский зритель увидел гала-концерт и «Ромео и Джульетта» от Урал Балета, Modanse примы-балерины Большого театра России и этуали театра «Ла Скала» Светланы Захаровой, Chotto Desh британского танцовщика и хореографа Акрама Хана и «Русского Гамлета» Бориса Эйфмана.

Modanse

Балет «Как дыхание» итальянского хореографа Мауро Бигонцетти, открывший проект Modanse — моя несомненная любовь этого фестиваля. Что-то подобное чувствуешь в юности, когда нежность и обожание возникают не в силу рациональных причин, а просто из глубины души. Бесспорно, «Русский Гамлет», закрывающий программу фестиваля, был масштабнее, фееричнее, красочнее, но камерность Modanse сумела проникнуть в более тонкие слои восприятия.

«Как дыхание» — это балет, от которого это самое дыхание перехватывает, настолько он пропитан чувственностью, красотой и трепетом. И это все при возведенной в абсолют лаконичности сценографии (свет — полноценный участник действа) и музыки (Гендель в переложении для фортепиано) — скрупулезно четкая форма и ничего лишнего.

Вторая часть Modanse — одноактный балет «Габриэль Шанель» по жизни и творчеству великой Коко. Созданием костюмов для постановки руководила Виржини Виар, креативный директор дома CHANEL. Возможно, благодаря им погружение в эпоху получилось таким глубоким.

Павел Цой, зритель:

— Первая часть показалась преамбулой к «Габриэль Шанель», способом познакомить зрителя с творчеством Светланы Захаровой, погрузить в ее хореографию. Балет «Как дыхание» получился достаточно интимным, очень чувственным, где-то сентиментальным, порой наивным в хорошем смысле этого слова. Глядя на пустую сцену без масштабных декораций и отвлекающего реквизита, ты понимаешь, что все гениальное просто.

В «Габриэль Шанель» понравилось решение с динамическими проекциями на экраны, которые отсылали к историческому прошлому легендарной личности. Также хочется отметить, как слаженно, легко, органично и эстетично труппа воплощала в жизнь сложную хореографию. И, конечно, сама Светлана Захарова — это звезда. Складывалось ощущение, что на сцене танцует юная девушка, а не 44-летняя женщина. Учитывая, что в балете уходят со сцены лет в 35−40, это еще одно доказательство ее природного дарования. Восхищало то, как прима-балерина была погружена в эстетику постановки, как передавала ее зрителю.

Chotto Desh

На Chotto Desh британского танцовщика Акрама Хана я не пошла сознательно. Помнила по прошлому фестивалю, что мне не близок синтез танца и мультимедиа, но, кажется, многое упустила.

Алена Перепада, зрительница:

Я не пропустила ни одного Фестиваля оперы и балета, посещаю все постановки. На Chotto Desh Акрама Хана мы пошли с 11-летней дочерью. Ей оказался очень близок этот современный взгляд на балет, когда сочетаются танец и мультимедиа. Chotto Desh понравился дочери больше классических постановок.

Отмечу необычную хореографию: на сцене всего один танцовщик, но он смог полноценно рассказать историю этнической идентичности, важности детских воспоминаний, конфликта отцов и детей. На наших глазах оживала природа, появлялись дополнительные персонажи, разворачивались новые миры. Это удивительный спектакль, который пролетел, как один миг. Спасибо Фонду развития культуры искусства Узбекистана за такой подарок жителям и гостям столицы.

«Ромео и Джульетта»

На балет «Ромео и Джульетта» я возлагала больше надежд, чем «яжемать» на единственное чадо. Постановка отмечена «Золотой Маской», да и сама история не требует либретто — вряд ли кто-то спросит, чем там у танцующих дело закончилось. Увы, надежды не оправдались.

Нет, местами было хорошо. Впечатляли костюмы, словно скроенные из полотен эпохи Возрождения. Отпечаталась в памяти первая встреча Джульетты и Париса, в которой она смотрится настолько ребенком, что жених вызывает порицание. Удивила запредельная жестокость главы Капулетти к дочери. И самый смак — прекрасный Меркуцио, который порой затмевал главного героя. Но в целом «Ромео и Джульетта» не дотянулся до сердца, хотя мне очень этого хотелось.

«Русский Гамлет»

«Русский Гамлет» повествует о жизни Павла I, которого называют одним из самых оболганных правителей Российской империи. Современники отмечали схожесть его трагичной судьбы с гамлетовской. При Екатерине II эту трагедию Шекспира даже не играли в России. Балет Эйфмана с точностью передал великолепие, богатство, блеск, порочность и разврат той эпохи.

Вероника Самойлова, зрительница:

— Тонко, изящно, надрывно — такие слова приходят мне на ум после просмотра «Русского Гамлета». Мои ожидания были крайне высокими, и они… оправдались! Мне было важно, чтобы постановщик показал Павла I без избитых стереотипов о его сумасшествии и недалеком уме. Историческая точность, безусловное попадание в характеры героев, надлом и сила, боль и любовь — все это покорило и тронуло меня, заставило плакать от красоты, а еще в очередной раз увериться в том, что даже великие властители переживают обычные человеческие страсти.

«Русский Гамлет» рассказывает о многом. Например, об алчной, всепоглощающей жажде власти. Екатерина II настолько монолитна, царственна, деспотична, что хочется склонить голову в почтительном поклоне. И тем ужаснее наблюдать, как эта сильная женщина, агонизируя, до последнего цепляется за трон — символ той власти, что ее душит.

Это балет о нелюбви — плотной, обидной, непреодолимой — в которой живет будущий правитель. Всегда ниже матери, всегда слабее, всегда вымаливающий высочайшее расположение. И как звездочка на темном полотне грязных страстей и интриг — трогательная, кристально чистая любовь Павла к первой жене.

И все это — с невероятным масштабом и размахом. «Русский Гамлет» не позволяет ни на минуту забыть, что по сцене движутся не люди, а махины истории, определяющие эпоху.

Екатерина Цой
Автор
Екатерина Цой
Воспроизводство, копирование, тиражирование, распространение и иное использование информации с сайта Afisha.uz возможно только с предварительного письменного разрешения редакции. Пользовательское соглашение
Свидетельство регистрации электронного СМИ №0400 от 13 августа 2019 г.
Учредитель: ООО «Afisha Media»
Главный редактор: Сапаева Галина Вячеславовна
Адрес: 100007, Ташкент, ул. Паркент, 26А / Почта: info@afisha.uz
© 2005-2024 Afisha.uz
ООО «Afisha Media»