Уроды в ассортименте

Опубликовано· 1 896
Уроды в ассортименте

Театр «Ильхом» опять ставит на себе эксперимент в сфере новой драмы. Не успели актеры отдышаться от сценических импровизаций французских современных авторов, как программки запестрели немецкими именами. Главное из которых — Мариус Майенбург. Его пьеса «Урод» в режиссерском решении Антона Пахомова могла бы стать основой одного из лучших спектаклей сезона.

Так же как не каждый молодой актер или режиссер становится новым гением, совсем не всякая недавно написанная пьеса — это новая драма. У последней есть ряд характерных признаков, к которым относятся нарочитая социальность, ошеломляющая брутальность и пугающая ненормативность. Все это вместе (и по отдельности) не гарантирует литературных достоинств текста, но гарантирует попадание в обойму.

Пьесы молодых немецких драматургов, представленных на неделе в «Ильхоме» при поддержке Института Гете в Ташкенте и Посольства Швейцарии в Узбекистане, вне сомнения, из обоймы. Но даже на общем фоне социальной ангажированности имя одного из них стоит выделить особо — 36-лений Мариус Майенбург, постоянный автор и соратник Томаса Остермайера, режиссера берлинского театра Шаубюне, своеобразного форпоста новой драмы. Один из ведущих актеров «Ильхома» Антон Пахомов, который блестяще раскрыл себя на режиссерском поприще в этом сезоне, поставил импровизацию по одной из самых ярких пьес Майенбурга — «Урод».

Главный герой для продвижения своей карьеры решается на пластическую операцию. Ее ошеломляющие результаты приводят к не менее поразительному выводу: индивидуальная красота в современном мире с удивительной практичностью поставлена на конвейер и становится неплохим товаром, как дистрибуция штекера. В результате — потеря собственного «Я», как главный творческий вектор современной драмы. Пьеса повествует о внешне благостном, а на поверку лицемерном и жестоком мире комъюнити. О царстве внешней псевдокрасоты, которое, как несложно догадаться, есть модель всей нашей цивилизации, надежно закамуфлировавшей неприглядную человеческую сущность этикетом и политкорректностью.

Пахомов, ставя импровизацию, увлекся, причем, довольно основательно. Но это — приятное глазу увлечение. Если бы один из любимых учеников Марка Вайля остался бы в рамках сценических читок, то обычный зритель получил бы для себя скучный разговорный спектакль с актуальной проблематикой. В руках начинающего режиссера пьеса Майенбурга превратилась в работу, где одинаково интересно работать и молодым актерам (Владимир Юдин, Александр Борисов) и их старшим коллегам (Ольга Володина, Вячеслав Цзю).

Занятые в спектакле четыре артиста — чудо как хороши. Иногда кажется, что они могли бы разыграть сюжет этой пьесы вообще без слов, так подвижны их тела и так выразительны лица. Стоит ли говорить, что заданные Майенбургом параметры, когда один актер выступает в нескольких ролях, создают на сцене помимо прочего еще и очень мощное энергетическое поле. Артисты у Пахомова слова в простоте не скажут — то припрыгнут, то прилягут, то выполнят какое-то акробатическое «па». Вкупе со стильной хай-тековской декорацией Василия Юрьева, остроумно обыгрывающей офисное помещение и операционную, этот изобретательный пластический рисунок позволяет импровизации вырасти до полноценного спектакля.

Столь творческое увлечение жанром сценических читок могло бы стать хорошим тестом не только для актеров коллектива Марка Вайля, но и для зрителя, который — хоть ты ему кол на голове теши — все равно придет на спектакль получать удовольствие. После «Уродов» хочется думать не о несовершенстве человеческой природы, а о совершенстве природы актерской. Благо игра актеров дает для этого все основания.

Автор: Дмитрий Поваров
Воспроизводство, копирование, тиражирование, распространение и иное использование информации с сайта Afisha.uz возможно только с предварительного письменного разрешения редакции. Пользовательское соглашение
Свидетельство регистрации электронного СМИ №0400 от 13 августа 2019 г.
Учредитель: ООО «Afisha Media»
Главный редактор: Сапаева Галина Вячеславовна
Адрес: 100007, Ташкент, ул. Паркент, 26А / Почта: info@afisha.uz
© 2005-2024 Afisha.uz
ООО «Afisha Media»