Регистрация

Бедный Гамлет

Гамлет

Драма

Автор: В. Шекспир

Постановка: Овлякули Ходжакули

Актеры: Антон Пахомов, Георгий Дмитриев, Борис Гафуров, Вячеслав Цзю, засл. арт. РУз Ольга Володина, Илья Дудочкин, Фарух Холжигитов, Владимир Юдин, Георгий Кобылин, Павел Лукашенко, Алексей Писцов, Денис Бойко, Ян Добрынин, Тимур Нартаджиев, Шамиль Ибрагимов, Тайлер Поламски, Бафо Хабибов, Тайлер Поламски, засл. арт. РУз Марина Турпищева, Алина Цимерман, Дюрин Казак, Всеволод Сучков, Шерзод Игамназаров, Акмаль Хасанов.

Длительность: 180 мин

Премьера: 12 сентября 2009

Любимый отец живым не бывает никогда. Мать всегда выходит замуж за того, кто отца убил. Невеста, скорее всего, умрет, а друзья совершенно точно предадут. «Гамлета» в постановке Овлякули Ходжакули открывает 34-й сезон театра «Ильхом».

Считается, что «Гамлет» — пьеса-датчик, постановка которой больше, чем что-либо другое, говорит о сегодняшнем состоянии театра, да и вообще жизни. Английский режиссер Питер Холл как-то заметил, что эту пьесу театр должен пересматривать каждые десять лет. Овлякули Ходжакули со всей актерской командой «Ильхома» пришлось отвечать не только за себя, но и за все первое десятилетие нового века.

Если задуматься, «Гамлет» — произведение, которое давно уже должен был поставить туркменский «укротитель классики». Овлякули Ходжакули любит интерпретировать мировые театральные бестселлеры жестко, оригинально, спорно. Видимо, в этот раз общая интеллигентность и почтение к автору, не позволили режиссеру перекроить пьесу — не только разбавить ее модернистскими кунштюками и современными антуражем, но по возможности, прирастить к хрестоматийному тексту новый смысл.

Первые двадцать минут этого «Гамлета» смотришь с волнующей настороженностью. В гипнотической сценографии Марии Сошиной минимум средств — при предполагаемом максимуме напряжения. Сцена затянута красным, на красном заднике четыре двери, посередине — красное прямоугольное возвышение, вокруг которого можно накрутить немало метафорических толкований. Музыка Артема Кима как всегда аутентична, хореография Антона Авруцкого — точная комбинация тяжко перекатывающихся мышц, и мучительных выгибов. В сочетании разных переводов — многоголосица, беззаконие стилей. Тут и классический текст Бориса Пастернака, и что-то совсем новенькое — из-под пера, не совсем шекспировское, — сочиненное российским автором Андреем Черновым.

На фоне сравнения с античным «аналогом» «Гамлета» — ильхомовской «Орестеей», ждешь от трехчасового действия свежих постановочных решений, поскольку от всех сценических партитур (световой, звуковой, пластической.) устаешь наслаждаться очень быстро.

Однако, втягиваясь в просмотр, ловишь себя на мысли: Ходжакули просто рассказывает историю Гамлета, принца Датского. Рассказывает для тех, кто впервые встречается с пьесой Шекспира в ее полном варианте. Рассказывает, как является Призрак убитого отца, как толкает сына на месть, как Гамлет-младший готовится к исполнению своего плана, как Клавдий сопротивляется и старается от настойчивого пасынка избавиться, как в конце почти все герои погибают. Обычная семейная разборка по-королевски — драматический эффект улетучивается к антракту. Все остальное уже остается за рамками просмотра.

Создается такое впечатление, что режиссер абсолютно не ставит своей целью найти в «Гамлете» что-то новое. Воплощенные незначительные сценические придумки (заглатывание Гамлетом нижнего белья Офелии, исподнее героя, исписанное именем невесты) в зачет не идут, и могут будоражить лишь воображение поклонников Фрейда. Непонятным осталось, зачем понадобилось режиссеру столь сложно интерпретировать сцену поединка Гамлета и Лаэрта? — Актеры «Ильхома» всегда славились отличной фехтовальной выучкой.

Считается, что для успеха «Гамлета» нужен, прежде всего, сам Гамлет. Судя по аннотации, главный герой в премьерной постановке — интеллектуальный хулиган, веселый человек в невеселых обстоятельствах. Антон Пахомов у Ходжакули — это Гамлет для старшего школьного возраста, который вертится как уж на сковородке. Выдавливая инфантилизм, он слишком прямо чувствует, слишком раним и не способен рассуждать, ненавидя и любя до истовости. Расставленная им на сцене мышеловка действует вопреки, а не по логике действия героя. Режиссер, словно боится оставить Гамлета один на один с текстом, превращая монолог «Быть или не быть» в процесс непрерывного общения — подростку такие философские выкладки явно не под силу.

Вместо Гамлета на первый план в спектакле вышли ушлый авантюрист Клавдий (Георгий Дмитриев) и благополучный хохмач Полоний (Вячеслав Цзю). Олицетворяющий поговорку «в семье — не без урода», обаятельный и уверенный в себе Георгий Дмитриев стал, по сути, главным действующим лицом постановки. Хамоватая жизнерадостность великолепного Полония настолько перекликается с пластичной изменчивостью Клавдия, что когда Полония убили, Цзю пришлось вернуть на сцену в другой роли, иначе зрители бы точно заскучали.

Режиссеру придется серьезно поломать голову над тем, как трансформировать этот дует, когда роль Клавдия в другом составе будет играть Борис Гафуров, актер совершенно другого амплуа и диапазона нежели Дмитриев.

Понятно, почему Гертруду в спектакле Ходжакули играет Марина Турпищева — яркая, чувственная очень интересная актриса. Конечно, такая Гертруда должна была позариться на Клавдия, годящегося ей в сыновья. Однако решающее объяснение с Гамлетом у нее не удается, хотя она и старается быть величавой.

Особняком в постановке стоит роль Горацио в исполнении Ольги Володиной. Вместо однокашника и помощника Гамлета в традиционной трактовке образа, или тайного манипулятора всей интриги в радикальных прочтениях, Горацио у Ходжакули — мерно расхаживающая по сцене немолодая женщина. Она для Гамлета как няня, у которой ребенок рос на глазах и теперь отправляется во взрослый мир, — то к груди его прижмет, то обнимет и поцелует, то историю какую-нибудь расскажет, то в школьном спектакле подсобит. Вот только изменить ничего не может — Гекуба уже наметила план мести.

Такая вот получилась история про семью. Про ту, которая главным образом «несчастлива по-своему». Впрочем, самое то, что нужно публике, которая сегодня приходит в театр развлекаться, семейные сериалы поднадоели, а сложную трактовку трагедии не осилить за вечер. Таков он «Гамлет» наших дней.

Автор: Дмитрий Поваров, 14 сентября 2009
Подписывайтесь на наш Telegram канал
Мобильное приложение: Android и iOS (iPhone)

Последние комментарии (19)

  • Infinitum написала 23 августа 2010, 16:55 ссылка

    Раздражают такие вот рецензии.. Критика она важна безусловно и этого никто не отрицает, НО когда люди (заскочившие в театр в первый раз от "нечего делать" или "так, ради понта чтоб потом оставить свое авториттное мнение") пишут откровенные гадости и еще с таакой уверенностью становится грустно. "Публика всегда права"-не смею спорить с Элеонорой Дузе. Однако, когда Вы приходите после спектакля разочарованные надо попытаться понять почему это происходит и писать причины уже поделикатнее со священной надписью ИМХО.. Проще всего написать что-то вроде — "ГЫГ какашка!", чем разобрать плюсы и минусы в рецензии.
    П.С. Когда вижу очередной наезд на Володину (что Вы прицепились к ее возрасту? Если в проф. Плане трудно отыскать трещинку надо попытаться увидеть еще что-нибудь-хм.. Белинский нервно курит в сторонке) или на Пахомова (тот тут он недостаточно мужественный, здесь у него слишком пластики много и т.д) хочется сразу бросить в обвинителя чем-то тяжелым.

  • Виталий написал 28 марта 2010, 07:29 ссылка
    Ходили на Гамлета вчера. Общее впечатление? Постановка интересна … немногими фрагментами, очень немногими :( Работы в «Гамлета» вложено много, а отклика в душе, сердце не находит. К сожалению не могу сказать, что этот спектакль будет принадлежать к числу любимых. Отмечу отличное музыкальное оформление спектакля, но это скорее правило для Ильхома, чем исключение.
  • Rina написал 10 марта 2010, 01:35 ссылка
    Какая феерия?Какой просмотр на одном дыхании?Безусловно,каждый судит о спектакле субъективно…Но когда,выходя из зала,видишь скучающие или,наоборот,радостные (ура!домой!) лица,а потом читаешь,как,оказывается,им понравился спектакль — становится смешно!Я люблю «Ильхом» за оригинальность и смелость его постановок,за то,что этот театр пытается заставить зрителя задуматься над чем-то важным.Но с «Гамлетом» — перекреативили :((( При несомненно интересных задумках в нем чрезмерная «затянутость». Я люблю книги,фильмы и спектакли,над которым надо подумать…Но тут,хоть убейте,сколько ни ломала голову над некоторыми моментами (например,с тем самым посланьем на трусах) — не поняла!Может быть,просто ума не хватило? :))) Все равно не понимаю:ЗАЧЕМ???Чисто ради эпатажа? Короче говоря,два главных вопроса,перед которыми меня поставил спектакль — это ЗАЧЕМ ? и О ЧЁМ?
  • Rina написал 10 марта 2010, 01:34 ссылка
    Какая феерия?Какой просмотр на одном дыхании?Безусловно,каждый судит о спектакле субъективно…Но когда,выходя из зала,видишь скучающие или,наоборот,радостные (ура!домой!) лица,а потом читаешь,как,оказывается,им понравился спектакль — становится смешно!Я люблю «Ильхом» за оригинальность и смелость его постановок,за то,что этот театр пытается заставить зрителя задуматься над чем-то важным.Но с «Гамлетом» — перекреативили :((( При несомненно интересных задумках в нем чрезмерная «затянутость». Я люблю книги,фильмы и спектакли,над которым надо подумать…Но тут,хоть убейте,сколько ни ломала голову над некоторыми моментами (например,с тем самым посланьем на трусах) — не поняла!Может быть,просто ума не хватило? :))) Все равно не понимаю:ЗАЧЕМ???Чисто ради эпатажа? Короче говоря,два главных вопроса,перед которыми меня поставил спектакль — это ЗАЧЕМ ? и О ЧЁМ?
  • Vityuwa написал 12 февраля 2010, 13:13 ссылка
    Незнаю какое мнение на спектакль у критиков, но мне, честно говоря, пондравилось. Особенно музыкальное оформление постановки было классное. И актеры отыграли на высоте. Благодарю за проведеие время.
  • Vityuwa написал 12 февраля 2010, 13:12 ссылка
    Незнаю какое мнение на спектакль у критиков, но мне, честно говоря, пондравилось. Особенно музыкальное оформление постановки было классное. И актеры отыграли на высоте. Благодарю за проведеие время.
  • Аноним написал 4 января 2010, 23:44 ссылка
    Бедный Гамлет (статья плагиат) Елена Строгалева 2005г.  Бедный, бедный Гамлет Автор: Дмитрий Поваров, 14 сентября 2009  Бедный Гамлет Гамлет. МХТ им.Чехова. Пресса о спектакле Коммерсант, 16 декабря 2005 года Тень мента Гамлета Принято говорить, что у каждого времени свой Гамлет. Английский режиссер Питер Холл как-то заметил, что эту пьесу театр должен пересматривать каждые десять лет… … Юрию Бутусову со своей актерской командой пришлось отвечать не только за себя, но и за все первое десятилетие нового века. Автор: Дмитрий Поваров, 14 сентября 2009  Считается, что «Гамлет» — пьеса-датчик, постановка которой больше, чем что-либо другое, говорит о сегодняшнем состоянии театра, да и вообще жизни. Английский режиссер Питер Холл как-то заметил, что эту пьесу театр должен пересматривать каждые десять лет. Овлякули Ходжакули со всей актерской командой «Ильхома» пришлось отвечать не только за себя, но и за все первое десятилетие нового века. Гамлет. МХТ им.Чехова. Пресса о спектакле Коммерсант, 16 декабря 2005 года Тень мента Гамлета …а вполне частная, можно даже сказать семейная, история…. Автор: Дмитрий Поваров, 14 сентября 2009  …Обычная семейная разборка по-королевски… Гамлет. МХТ им.Чехова. Пресса о спектакле Коммерсант, 16 декабря 2005 года Тень мента Гамлета Шекспировские монологи оказались для него такими же неподъемными… Автор: Дмитрий Поваров, 14 сентября 2009  …подростку такие философские выкладки явно не под силу… Гамлет. МХТ им.Чехова. Пресса о спектакле Коммерсант, 16 декабря 2005 года Тень мента Гамлета И поскольку режиссер отказал своему спектаклю (а значит, и своему времени) в настоящем герое, на первый план в нем вышли ушлый авантюрист Клавдий и благополучный хохмач Полоний. Обаятельный и уверенный в себе Михаил Пореченков вообще стал главным героем постановки. Когда Полония убили, актера пришлось вернуть на сцену в других мелких ролях, иначе зрители бы заскучали… Автор: Дмитрий Поваров, 14 сентября 2009  Вместо Гамлета на первый план в спектакле вышли ушлый авантюрист Клавдий (Георгий Дмитриев) и благополучный хохмач Полоний (Вячеслав Цзю). Олицетворяющий поговорку «в семье — не без урода», обаятельный и уверенный в себе Георгий Дмитриев стал, по сути, главным действующим лицом постановки. Хамоватая жизнерадостность великолепного Полония настолько перекликается с пластичной изменчивостью Клавдия, что когда Полония убили, Цзю пришлось вернуть на сцену в другой роли, иначе зрители бы точно заскучали…. Гамлет. МХТ им.Чехова. Пресса о спектакле Коммерсант, 16 декабря 2005 года Тень мента Гамлета Публика сегодня приходит в театр развлекаться, и ее развлекают по первому разряду. Ничего не поделаешь, таков «Гамлет» нашего времени. Автор: Дмитрий Поваров, 14 сентября 2009  Впрочем, самое то, что нужно публике, которая сегодня приходит в театр развлекаться,…. …Таков он «Гамлет» наших дней.
  • Nigi написал 1 декабря 2009, 22:01 ссылка
    interesno…no,bivali spektakli i lu4we.
  • Niki написал 30 ноября 2009, 19:19 ссылка
    Не понимаю тех людей, которые пишут о том, что спектакль пошлый, я с этим абсолютно не согласна!!!! Может быть просто у кого-то слишком консервативные взгляды на жизнь, и на вещи вцелом??? Спектакль интересный, яркий, фееричный, минимум декораций и максимум ЖИВЫХ эмоций!!!
  • Alexandra написал 26 октября 2009, 14:55 ссылка
    Назвала бы данную интерпретацию «Клавдий и »Полония"«. Никак, к сожалению, ни »Пахомовский Гамлет"… Хорош он здесь оказался лишь в акробатике… Но, хоть дамы почтенного возраста и удалялись из зала после первого акта с ворчанием «Гамлетом и не пахнет», впечатления — Новы, Сердечны и режиссерское видение оценено, мною, по крайней, мере, вполне! Может теперь и «Мастера и Маргариту» …? ;)
  • Alexandra написал 26 октября 2009, 14:54 ссылка
    Назвала бы данную интерпретацию «Клавдий и »Полония"«. Никак, к сожалению, ни »Пахомовский Гамлет"… Хорош он здесь оказался лишь в акробатике… Но, хоть дамы почтенного возраста и удалялись из зала после первого акта с ворчанием «Гамлетом и не пахнет», впечатления — Новы, Сердечны и режиссерское видение оценено, мною, по крайней, мере, вполне! Может теперь и «Мастера и Маргариту» …? ;)
  • Дмитрий написал 11 октября 2009, 23:57 ссылка
    спектакль не понравился… занудно мало сказано… эпотаж с раздеванием не к месту… комедийные пошловатые вставки в Шекспирской трагедии абсурд… Гафуров в роли злодея… слишком добрый))) не верю!!!! комик Славик с его лысым черепом и раскосыми глазами в роли папы Офелии очень оригинален, даже мало сказано… Пахомов-молодец… сыграл шизика отлично, но весь вечер после просмотра мы в недоумении задавали себе вопрос — не «быть или не быть?» , а за что он убил корейца??? Офелия — Циммерман отлично попадание100%… «Ильхом» уникален, видно было сколько вложено усилий и работы, костюмы например великолепные, но как то мимо… нам, как зрителям и вашим поклонникам, если по чесноку обыдна(…
  • Эльмира написал 10 октября 2009, 21:51 ссылка
    спектакль был восхитительным,я в восторге=)
  • Ольга написал 4 октября 2009, 23:29 ссылка
    Слишком длинно и занудно…… среди зрителей видела такие же эмоции….. многие после первого акта так и не вернулись…….. я обожаю «Ильхом», считаю его лучшим театром! НО!!!! «Гамлет» им явно не удался….. впервые в жизни, пересмотрев практически все спектакли, я смотрела на часы и только лишь из уважения не ушла…….
  • Davron написал 19 сентября 2009, 19:12 ссылка
    Юля а может еще раз сходите со мной на это сногшибательный спектакль а то я его не смотрел а вы за то насладитесь им повторно …)
  • Юлия написал 14 сентября 2009, 18:39 ссылка
    ООО!!! Спектакль был великолепен!!! Вызывает столько эмоций, всецело погружаешься во все происходящее на сцене!!! Я была под таким впечатлением!!! Это именно такой спектакль на которой хочется ходите еще и еще. Актерская игра была безукоризненна! Ну а А.Пахомов………нет слов одни эмоции. Спасибо!!!
  • nodkin написал 14 сентября 2009, 16:04 ссылка
    Спасибо огромное театру «Ильхом», его актерам и администрации!! Превосходная постановка «Гамлета», смотрится, как говорится, на одном дыхании..
  • nodkin написал 14 сентября 2009, 16:04 ссылка
    Спасибо огромное театру «Ильхом», его актерам и администрации!! Превосходная постановка «Гамлета», смотрится, как говорится, на одном дыхании..
  • Elena написал 14 сентября 2009, 11:26 ссылка
    Zamechatelnaya igra akterov, ochen horoshaya postanovka. Molodci «Ilhomovci».

Оставить комментарий

Пройдите регистрацию или авторизируйтесь на сайте.

Будьте в курсе событий!

Читайте также

© 2005-2021 Afisha.uz
ООО «Afisha Media»
0.092
Воспроизводство, копирование, тиражирование, распространение и иное использование информации с сайта Afisha.uz возможно только с предварительного письменного разрешения редакции. Пользовательское соглашение

Свидетельство регистрации электронного СМИ №0400 от 24 мая 2007 г.
Учредитель: ООО «Afisha Media»
Главный редактор: Сапаева Галина Вячеславовна
Адрес: 100007, Ташкент, ул. Паркент, 26А / Почта: info@afisha.uz

18+