Регистрация

Fidelio, или Сноудену посвящается

Фото: Лена Гарифулина

Cамое неоднозначное событие культурной жизни столицы в уходящем году.

Премьера единственной бетховенской оперы — самое неоднозначное событие культурной жизни столицы в уходящем году и, одновременно, творческий подвиг её создателей.

Незадолго до смерти Бетховен подарил партитуру «Фиделио» своему биографу Антону Шиндлеру со словами: «Из всех моих детищ это произведение стоило мне при его рождении наибольших мук, позже доставило наибольшие огорчения и поэтому оно мне дороже всех других».

Фото: Лена Гарифулина

Судьба самого дорого детища великого композитора оказалась сложной. Такой же сложной, как и сама опера, в которой соединились французская «опера спасения», немецкий зингшпиль, итальянская оратория и чисто бетховенский симфонизм. При этом наивный сюжет раскрывается неистовой, страстной, великолепной в своей красоте музыкой. За свою более чем двухсотлетнюю историю опера так и не стала репертуарной ни в одном театре мира. Ставили и ставят её довольно редко. В последнее время всё чаще появляются концертные варианты, что не есть хорошо, поскольку опера превращается в ораторию. Были попытки осовременить сюжет, и здесь самой известной и убедительной постановкой является спектакль Metropoliten Opera 2003 года. А три года назад опера «Фиделио» превратилась в международный проект, и премьера её прошла в России в бывшем лагере «Пермь-36». Всего было задействовано около 600 участников. Насколько это напоминало оперу, сказать не могу, поскольку среди 250 зрителей, присутствовавших на премьере, меня не было.

Фото: Лена Гарифулина

Становится очевидным, что идею Георгия Дмитриева поставить впервые в Узбекистане оперу «Фиделио» кроме как смелой и не назовёшь. Но идея — ничто без реализации. И то, что премьера оперы состоялась, что были собраны лучшие на сегодняшний день творческие силы, что удалось собрать просто оркестр мечты, что два вечера зрительный зал Академического Русского Драматического театра был полон, что постановка никого не оставила равнодушным — вызывает восхищение и уважение.

Авторы спектакля предложили собственную трактовку сюжета оперы — это фантазия на тему создания очередной социальной сети. На мой взгляд, весьма актуально, ведь всемирная паутина затягивает настолько, что жизнь он-лайн кажется самой настоящей, реальной и правильной. Там мы все супер, и всё у нас супер. По статусам в соцсети можно ставить диагнозы. Так много информации о нас самих, предоставленной нами же самими. «Мало кто задумывается о том, что выложенная в сети информация навсегда остается доступной для тех, кто её контролирует, — отметил режиссёр-постановщик Георгий Дмитриев. — А человек, раскрывший „секреты“ сети, становится опасным для её создателей».

Фото: Лена Гарифулина

По поводу трактовки сюжета споров множество. Но присоединиться к хору «Испортили классику» не могу по двум причинам. Во-первых, осовременивание сюжетов классических произведений — одна из магистральных линий в развитии театра уже не один десяток лет. Весь вопрос только в том, насколько логично и профессионально это сделано. Во-вторых, относительно данной постановки оперы «Фиделио» можно сказать следующее: всё настолько продуманно и убедительно, такое огромное внимание создатели уделили каждой детали и включению её в целое, что спектакль для меня пролетел на одном дыхании. И в этой связи хочу отметить особую роль дирижёра Камолиддина Уринбаева, который блестяще провёл всю эту махину спектакля через сложнейшие рифы бетховенской партитуры. «ЗачОт!» — как принято говорить в сети.

Ровно год назад Георгий Дмитриев удивил всех, поставив «Моцарта и Сальери». В этом году он со своими единомышленниками обратился к уникальному сочинению Бетховена. Говорили об этом много, но не все верили, что получится. Получилось. Что ожидает нас в следующем году? «Тристан и Изольда»? Или «Кольцо нибелунгов»?

Фото: Лена Гарифулина

Fidelio — Опера в двух действиях

Режиссёр — Георгий Дмитриев
Дирижёр — Камолиддин Уринбаев

Исполнители:
Леонора (Фиделио) — Асмик Арутюнянц,
Рокко — Георгий Дмитриев,
Флорестан — Умид Исроилов,
Пиззаро — Джабраил Идрисов,
Марселина — Ульяна Семенова,
Жакино — Василий Николаенко,
Хор Музыкальной Театральной Студии при Государственной Консерватории Узбекистана.
Симфонический оркестр солистов оркестров Узбекистана.

Автор: Татьяна Петренко
17 декабря 2013

Мобильное приложение: Android и iOS (iPhone)
Подписывайтесь на наш Telegram канал.

Последние комментарии (1)

  • Katia написала 17 декабря 2013, 22:56 ссылка

    Зачет — это слабо сказано, по-моему)! Для Ташкента это, конечно, событие. ЗдОрово, необычно, браво! Это правда- спектакль пролетел как на одном дыхании. Хотелось бы чтоб нас, ташкентцев, не слишком избалованных насыщенной культурной жизнью, столица все-таки):, почаще радовали такими чудесными вещами. Ждем приятных сюрпризов от авторов этого зрелища. Спасибо!

Оставить комментарий

Пройдите регистрацию или авторизируйтесь на сайте.

Будьте в курсе событий!

Читайте также

© 2005-2020 Afisha.uz
ООО «Afisha Media»
0.042
Воспроизводство, копирование, тиражирование, распространение и иное использование информации с сайта Afisha.uz возможно только с предварительного письменного разрешения редакции. Пользовательское соглашение

Свидетельство регистрации электронного СМИ №0400 от 24 мая 2007 г.
Учредитель: ООО «Afisha Media»
Главный редактор: Сапаева Галина Вячеславовна
Адрес: 100007, Ташкент, ул. Паркент, 26А / Почта: info@afisha.uz

18+