Удивительное путешествие Кролика Эдварда

Опубликовано· 18180
Удивительное путешествие Кролика Эдварда

Детская сказка во взрослом театре.

«Сердце бьётся моё, разобьётся — и вновь оживает.
Я обязан пройти через тьму, углубляясь во мрак, без оглядки».

Эти строчки знаменитого американского поэта Стенли Куница стали эпиграфом к «Удивительному путешествию Кролика Эдварда». Планка такова, что фарфоровый кролик встанет под ней с высоко поднятыми ушами. Но «если у тебя нет намерения любить и быть любимым, тогда в путешествии под названием „жизнь“ нет никакого смысла».


А начинается история в Лондоне в доме маленькой девочки Абилин Тюлейн, которой бабушка Пелегрина подарила удивительного игрушечного кролика по имени Эдвард. Малышка обожала своего кролика, а он никого, кроме себя, не любил.

Как-то семья Тюлейнов отправилась в морское путешествие, и кролик Эдвард, упав за борт, оказался на самом дне океана. Старый рыбак выловил его и принес жене. Потом кролик попадал в руки разных людей — добрых и злых, благородных и совсем наоборот. Так на долю фарфорового Эдварда выпало множество испытаний и потерь, но он научился отвечать любовью на любовь.


Эту печальную и в то же время светлую историю написала современная американская писательница Кейт ДиКамилло. Свой творческий путь она начинала как автор книг из серии «Звездный путь» и «Звездные войны». Но именно детские книжки, которые ДиКамилло начала писать с 2000 года, принесли ей всемирное признание и множество наград, в том числе Золотую медаль всеамериканского общества «Выбор родителей» и «Медаль Ньюбери» за особый вклад в развитие американской детской литературы.


В книгах Кейт ДиКамилло сложно разделить мир реальный и мир волшебный. Ведь чаще всего в сказках герой — как правило, обычный мальчик или девочка — случайно попадал в волшебную страну, либо нам сразу сообщали, что речь пойдет о стране, расположенной непонятно где и населенной невиданными существами. Но американская писательница пишет не о прекрасном и одновременно далеком, а о, если можно так сказать, «бытовом» и «вполне реальном» волшебстве, которое существует здесь и сейчас, во всем и повсюду.


«Удивительное путешествие Кролика Эдварда» на сцене «Ильхома» — это спектакль сложно сочиненный. В нем соединяются элементы драматического, музыкального, кукольного театров и даже театра теней. Стоит отметить также выразительное и всегда по делу использование мультимедийных эффектов. Таким образом, общение с юным зрителем происходит на вполне современном и потому понятном ему языке. Этот «жанровый микст» будит воображение и учит зрителя считывать язык театральной условности.


По мнению создателей «Удивительного путешествия», «спектакль будет интересен взрослым и детям от 7 лет». Однако, взрослые и дети от 7-ми лет — это, как говорят в Одессе, две большие разницы. И потому спектакль показался несколько тяжеловесным и несколько легковесным одновременно. Все зависит от точки зрения. Если это спектакль детский, то, возможно, следует подсократить некоторые монологи и их количество в целом, «пересмотреть» подачу сцены в ресторане и сцены появления кукольных дел мастера и добавить музыкальных номеров во второй половине представления. Если же это сказка для взрослых (кстати, о чем с уверенностью говорят многие литературные критики), то необходимо «развернуть» некоторые монологи, вернуть купированную часть о том, как кролик был огородным пугалом, а некоторые эпизоды подать в таком же пародийном «тоне», как и сцена в ресторане, где Юлия Плакида блистательно исполнила «Besame mucho».


Допускаю, что истина где-то рядом и в чем-то третьем. А именно в том, что ребенок в 7−8 лет способен воспринимать достаточно сложные тексты, но его жизненный опыт позволяет пока оценивать происходящее в полярных категориях «хорошо — плохо», «белое — черное», «доброе — злое». Дети постарше уже способны к более сложным оценкам, и могут увидеть в персонаже хорошее и плохое одновременно, следить не только за происходящими на сцене событиями, но и за динамикой чувств. И с этой точки зрения «ильхомовский» спектакль о фарфоровом кролике, если иметь в виду глубину и целостность восприятия публикой, рассчитан все-таки на зрителей 9+. Не меньше.


И в заключение хотелось бы сказать о том, что сказки Кейт ДиКамилло — это некий тренд в современной детской литературе и театральном искусстве. Если говорить непосредственно об истории фарфорового кролика, то существует несколько постановок, в том числе и на Малой сцене МХТ имени А.П.Чехова (режиссер Глеб Черепанов), а компания New Line Cinema в этом году начала снимать фильм об «Удивительном путешествии Кролика Эдварда». И вот теперь в репертуаре Театра Марка Вайля также появилась эта чудесная сказка о том, что любовь — это и есть настоящее чудо.

Татьяна Петренко
Автор
Татьяна Петренко
Автор: Татьяна Петренко

Удивительное путешествие Кролика Эдварда

Удивительное путешествие Кролика Эдварда
Жанр
сказка
Премьера
25 апреля 2015
Время
90 мин
Режиссер
Борис Гафуров, Тимур Шарафутдинов
Воспроизводство, копирование, тиражирование, распространение и иное использование информации с сайта Afisha.uz возможно только с предварительного письменного разрешения редакции. Пользовательское соглашение
Свидетельство регистрации электронного СМИ №0400 от 13 августа 2019 г.
Учредитель: ООО «Afisha Media»
Главный редактор: Сапаева Галина Вячеславовна
Адрес: 100007, Ташкент, ул. Паркент, 26А / Почта: info@afisha.uz
© 2005-2024 Afisha.uz
ООО «Afisha Media»