Регистрация

Премьера в Ilkhom: «Федра»

Цветаева. Федра

Драма

Автор: Марина Цветаева

Постановка: Владимир Панков

Актеры: Ольга Володина, Марина Турпищева, Анастасия Сергеева, Галина Борисова, Надежда Банделет-Голендер, Наталья Ли, Алина Цимерман, Юлия Плакида, Клара Нафикова, Нигина Джабарова, Зилола Рузиева, Борис Гафуров, Фаррух Молдаханов, Санжар Нафиков, Алексей Писцов, Абдулазиз Ходжаев, Рустам Мусакулов, Гималь Гафиятуллин, Умид Рахаталиев, Рафаэль Бабаджанов

Премьера: 20 октября 2017

Драматургия Цветаевой очень трудно переводится на театральный язык. Поэтесса всегда с недоверием относилась к театру — трудности воплощения ее текстов на сцене испытали многие режиссеры. «Федра» с большим успехом была поставлена, кажется, только однажды: в 80-е годы в Театре на Таганке Роман Виктюк создал спектакль с Аллой Демидовой в главной роли. Впрочем, желающих разделить этот успех не убавляется. Российский режиссер Владимир Панков — из их числа.

О руководителе студии SounDrama театралы Ташкента говорят уже довольно давно — в 2010 году Панков поставил на сцене «Ильхома» проект «Семь лун» по одной из глав «Пятерицы» Алишера Навои, а спустя три года пополнил репертуар театра постановкой «Дождь за стеной» по пьесе Юрия Клавдиева, одного из столпов современной российской драмы.

«Федра» совсем из другого мира — античная история страсти царицы к пасынку — одна из главных тем творчества Цветаевой. Традиционно сюжет повести сценически трактуется, как тема материнской любви, которую поэтесса испытывала к своим возлюбленным — реальным или выдуманным. Панков, известный мастер, и все это знает, а сложностями стихосложения его уже давно не смутишь.

Режиссер не стал заигрывать со зрителями, предложив им решить весьма непростую задачу — услышать цветаевский слог и в тоже время следить за ходом спектакля. Почти всю первую половину действия зал пытается поймать его ритмику, когда царская свита, выступающая в своеобразной роли древнегреческого хора, жонглирующего друг с другом строчками из пьесы дополняя их хореографией. Видно, что молодые артисты «Ильхома» отнеслись к сложному тексту столь серьезно, что пытаются демонстрировать все свои навыки оптом и в розницу. Впрочем, у пришедших на премьеру выбора не остается: на время постановки зрительские ряды и сцена меняются местами, привычная спасительная дверь для всех, кто не смог бы высидеть двухчасовую постановку до конца, осталась недосягаемой.

Панков действие спектакля помещает в «оцинкованное» пространство, практически лишенное декораций: самыми живыми вещами на сцене оказываются инструменты ансамбля Omnibus, артисты которого помогают не только в музыкальном оформлении постановки, но и актерской игрой на сцене. Любопытны вариации на темы античных костюмов и солдатских вещмешков в качестве временной ремарки, связанной с биографией Цветаевой в начале Второй мировой войны.

Позже с потолка сцены спустят канаты, на которых с гимнастическим проворством будут раскачиваться актеры, создавая атмосферную декорацию «сломанного», мира. Но главная веревка, появится уже в самом начале действия. «Хоть вешайся!» — так оценил качество обвязывающегося материала Борис Пастернак, помогающего Цветаевой собирать чемоданы в эвакуацию, и звучит эта оценка красноречивее любой сцены самоубийства.

Спустя час сценического действия, сбивчивый, строптивый текст начинает превращаться в осмысленное действие. Впрочем, трагедией античного рока назвать происходящее на сцене можно со значительной долей условности. Федра в исполнении Ольги Володиной, это не «безумно любящая молодая женщина» — голосовые модуляции актрисы ближе к режиссерскому замыслу о материнской чистой любви Цветаевой, нежели к образу жены седого Тезея.

Кормилица (Марина Турпищева), уже не темное воплощение богини Афродиты, а тайная поверенная в любовных делах своей госпожи из эпохи Возрождения, посыпающая в финале гвоздиками тела на смертном одре. Царевич Ипполит (Фаррух Молдаханов), мечущийся, отчаянный, слабый, но искренний у Цветаевой, в постановке старательно следит за ритмикой стиха, из-за чего выглядит несколько статичным, лишенным эмоций и правдоподобия.

В конце спектакля впечатление, что Панкова более интересовала в Федре сама Цветаева, нежели наоборот, укрепляется полностью. В третьей части звучат последние письма поэтессы, которые сжигают сразу после их прочтения. Выход в прозу несколько нарушает сложившееся ритмическое действие, но вполне пригоден для понятного современному зрителю финала. Поэтому последовавшая за ним четвертая поэтическая часть об одиночестве и безысходности любовного чувства сбивает публику с толку. Сдержанные поначалу аплодисменты после премьеры — не только признак определенного ступора зрителей, не привыкших к сложной лексике Цветаевой, но и, возможно, желание после спектакля самим более детально разобраться в хитросплетениях древней мифологии на поэтический лад.

Автор: Дмитрий Поваров, 23 октября 2017
Подписывайтесь на наш Telegram канал
Мобильное приложение: Android и iOS (iPhone)

Афиша на ближайший месяц

День Время Театр
14 декабря, Вторник 18:30 Ильхом
период театр

Ильхом

Адрес: улица Пахтакорская, 5

Телефон: (+998) 71-241-2241, (+998) 71-241-2252

Оставить комментарий

Пройдите регистрацию или авторизируйтесь на сайте.

Будьте в курсе событий!

Читайте также

© 2005-2021 Afisha.uz
ООО «Afisha Media»
0.046
Воспроизводство, копирование, тиражирование, распространение и иное использование информации с сайта Afisha.uz возможно только с предварительного письменного разрешения редакции. Пользовательское соглашение

Свидетельство регистрации электронного СМИ №0400 от 24 мая 2007 г.
Учредитель: ООО «Afisha Media»
Главный редактор: Сапаева Галина Вячеславовна
Адрес: 100007, Ташкент, ул. Паркент, 26А / Почта: info@afisha.uz

18+