Регистрация

Нелюбовный треугольник: рецензия на новый спектакль «Ильхома» «Играем Стриндберга»

Фото: Александр Раевский

Есть спектакли, которые невозможно пересказать. Пьеса «Играем Стриндберга» Фридриха Дюрренматта, поставленная в театре «Ильхом» актером и режиссером Максимом Фадеевым, относится к их числу. Извечный вопрос зрителя: "о чем спектакль?", в новой премьере прямо-таки в лоб не работает — постановка развивается, как сценическая импровизация: через каскад причудливых приемов и метафоричных ассоциаций.


Фото: Александр Раевский

Впервые пьеса популярного швейцарского драматурга 60-х годов прошлого века была поставлена в «Ильхоме» спустя десяток лет после ее написания, когда собственно и самого театра Марка Вайля как такового еще не было. Как развивалось действие в той постановке Ефима Каминера, сегодня припомнят, пожалуй, единицы, посещавшие еще полуподвальные подмостки зарождающегося коллектива. Впрочем, порывшись в архивах, можно точно сказать, что и тогда, и сейчас постановка текстов Дюрренматта взывает к серьезной зрительской работе над собой.


Фото: Александр Раевский

Внешне фабула произведения проста, как апельсин, разделенный на классический треугольник (двое мужчин и женщина), который вряд ли можно назвать любовным. Однако, вслед за Дюрренматтом, написавшем свою пьесу по мотивам "Пляски смерти" шведа Августа Стриндберга, теперь вот и Фадеев ставит не переработанный швейцарцем текст, а уже свой собственный сценический вариант пьесы.


Фото: Александр Раевский

В новой ильхомовской вариации отсутствие любви на троих, переходящее в презрение, привносит не столько душевные, сколько физические страдания. Неслучайно, Рустам Мусакулов в роли мужа, капитана Эдгара, столь органично пластичен в своих «болезненных» вывертах, ощущая фальшь отношений каждым жестом своего тела. Настоящий кафкианский герой (здесь сразу вспоминается постановка Фадеевым в «Ильхоме» знаменитого «Замка»).


Фото: Александр Раевский

Неслучайно, его партнером становится импозантный Ян Добрынин (гость Курт) – большего говорить об этом персонаже и нет нужды, потому что именно поза в таких отношениях превращает любовь в отвращение. И наконец, неслучайно, между ними – Клавдия Безматерных в роли несчастной жены Алисы – срывающаяся в своей мелодичной речи буквально в фальцет.


Фото: Александр Раевский

По сути, перед нами своеобразная литературно-музыкальная композиция, замешанная на звуковых модуляциях. Фадеев поместил героев пьесы в некое подобие комнаты, заставленной старой мебелью и даже миниатюрным органом, который наполняет пространство музыкой и звуками, после чего заставил всю эту конструкцию скрипеть, мерцать, светиться, заполняться сценическим дымом. В качестве ингредиентов художественности режиссер добавляет в постановку кукольных персонажей и видеопроекцию на тему абстрактной живописи.


Фото: Александр Раевский

Идея спектакля Фадеевым от начала до конца придумана – вот что можно считать достоинством, а можно вменять в вину. Тот, кто относится к искусству лишь как к способу приятно провести время, увидит, возможно, во всем этом какофонию, и без знания текста пьесы будет непросто сложить предложенные метафоры и приемы. Здесь даже субтитры реплик героев могут не помочь. Однако, сказать, что новая работа адресована лишь подготовленному, высоколобому зрителю, значит пойти по пути наименьшего сопротивления в попытках не увидеть ее режиссерского зерна.


Фото: Александр Раевский

Стройность и четкость сценической конструкции поможет тому, кто примет вызов режиссера и не побоится самостоятельной душевной работы. В финале мы все-таки услышим столь часто упоминаемую по ходу всего действия песнь Сольвейг, ставшую гимном настоящей любви, и спектакль предстанет тем, что он есть – сценической импровизацией на заданную Дюрренматтом-Стриндбергом тему.

Автор: Дмитрий Поваров, 3 мая 2021
Подписывайтесь на наш Telegram канал
Мобильное приложение: Android и iOS (iPhone)

Оставить комментарий

Пройдите регистрацию или авторизируйтесь на сайте.

Будьте в курсе событий!

Читайте также

© 2005-2021 Afisha.uz
ООО «Afisha Media»
0.046
Воспроизводство, копирование, тиражирование, распространение и иное использование информации с сайта Afisha.uz возможно только с предварительного письменного разрешения редакции. Пользовательское соглашение

Свидетельство регистрации электронного СМИ №0400 от 24 мая 2007 г.
Учредитель: ООО «Afisha Media»
Главный редактор: Сапаева Галина Вячеславовна
Адрес: 100007, Ташкент, ул. Паркент, 26А / Почта: info@afisha.uz

18+