Дело далеко не в цвете кожи: обзор фильма «Русалочка»

Опубликовано· 5897
Дело далеко не в цвете кожи: обзор фильма «Русалочка»

Никто об этом не просил, но перед нами очередное превращение классического мультфильма Disney в «живое кино», которое снова наступает на старые грабли.

Начну с откровений: Ариэль — моя любимая диснеевская принцесса, хотя её история далеко не самая сильная. Я не стеснялся смотреть диснеевские истории о принцессах, и так получилось, что мультипликационная «Русалочка» 1989 года запала мне в душу.

И когда в 2019 году я узнал, что на главную роль выбрали юную певицу Холли Бэйли, моей ярости не было предела. Но, со временем, я свыкся с этой больной реальностью и решил дать шанс мышиной корпорации.

Допустим, мы все забыли, что в мультфильме не было белокожей главной героини. Допустим, мы закроем глаза на то, как перевернувшийся в гробу Ханс Кристиан Андерсен описывал русалку «нежной и прозрачной, как лепесток розы, с глубокими синими, как море, глазами». Допустим, мы не знаем, что значит слово «канон» и что выбор чернокожих актёров на роли изначально белых персонажей — это самый дешёвый щит от справедливой критики.

Чем, в таком случае, является новая версия «Русалочки»? Собственно, ничем. Это такая преснота, по сравнению с которой, даже самое безвкусное блюдо вдруг приобретает бесчисленное количество вкусовых оттенков.

История в общих мазках соответствует оригиналу, но фильм упустил пару важных деталей из оригинала, которые могут сильно ударить по восприятию персонажей. Например, в момент сделки Ариэль и Урсулы, Себастьян пытается отговорить русалочку, но приспешники ведьмы — угри Флотсам и Джетсам — не дают крабу сделать этого и просто затыкают ему рот. Это было в оригинале. В фильме Себастьян просто прячется и ничего не делает, что превращает его из друга, который пытается помочь, в простого труса.

А ещё создатели фильма полностью вырезали повара Луи. Да, он эпизодический персонаж, но сцена, где он пытается приготовить Себастьяна — чуть ли не самая смешная во всём мультфильме. Зато, мы делаем принца Эрика ненастоящим принцем, а выкидышем из моря, которого приютила абсолютно ненужная сюжету королева. И вот таких моментов много. Заявляю это, как человек, который пересмотрел мультфильм перед походом на фильм.

Всем вышесказанным я не хочу сказать, что фильм не любит цитировать оригинал, но на выходе мы получаем какой-то обрубок, который переосмысливает персонажей, причём далеко не в лучшую сторону. А самое смешное тут то, что фильм идёт 135 минут, что в свою очередь, на целых 50 минут дольше мультфильма. Disney переиграл сам себя.

И что самое страшное — история потеряла весь свой сказочный шарм. И у этого есть несколько причин. Первая причина — это ты, а вторая — все твои мечты… шучу. Первая причина — превращение мультфильма в «живое кино». То есть, у нас тут ровно те же проблемы, что были с «Королём львом» и «Книгой джунглей», из-за которых вы не видите эмоций компьютерных зверей, что в свою очередь, приводит к вялому эмоциональному отклику у зрителя.

Ровно то же самое мы видим в случае с «Русалочкой». Да, животные тут играют не такую важную роль, но на трио из рыбки Флаундера, краба Себастьяна и чайки Скаттл, строился почти весь юмор оригинального мультфильма, коего тут тоже нет.

Вторая причина, из-за которой потерялся шарм оригинала — это актёры. Процитирую одну небезызвестную волшебницу: «эмоциональный диапазон — как у зубочистки». Вот эта фраза идеально описывает всю актёрскую игру в фильме. Абсолютно всем будто наплевать на то, в чём они снимаются.

Холли Бэйли, конечно, красивая и будто пытается выдать что-то кроме несчастного личика, но безуспешно. Кстати, критики хвалят в основном только её игру. Всё же «щит от справедливой критики» работает. Итог: игре Бэйли просто не веришь. Был ли я удивлён из-за этого? Нет. Я делал ставки совсем на другого персонажа.

В каждом классическом диснеевском проекте есть некто, способный затмить своей харизмой любого главного героя или принцессу. Речь тут об антагонистах. Шрам из «Короля льва», Аид из «Геркулеса», Злая королева из «Белоснежки и семь гномов», Малефисента из «Спящей красавицы», Круэлла из «101 долматинца»… мне продолжать? Эти культовые злодеи и злодейки настолько шикарны и харизматичны, что им довольно успешно посвящают отдельные фильмы.

В случае с «Русалочкой» у нас есть не менее известная Урсула — такая же шикарная и харизматичная осьминогоподобная ведьма с просто дьявольским оскалом. Во всей пресноте новой «Русалочки», Мелисса Маккарти в роли Урсулы просто должна была оторваться по полной. И визуально она действительно приковывает к себе всё внимание — идеальное попадание. Но, даже она не демонстрирует заинтересованности в своей роли. Нулевая актёрская отдача во всех смыслах. Если в диснеевском фильме не может зацепить даже злодей, то это капитальный провал.

Коротко об остальных аспектах. Графика не впечатляет. Хотя фильм иногда выдаёт нечто очень красивое, у нас уже есть пример отличной демонстрации подводного мира во втором «Аватаре», по сравнению с которым, новая «Русалочка» просто тонет и захлёбывается в страшных муках.

Музыка практически не претерпела изменений. Все культовые композиции на своих местах и актёры дубляжа отлично справились со своей работой, но и тут есть большое «но»… а именно — рэп композиция в исполнении Себастьяна и Скаттл. Тут должен быть мат, но мне нельзя. С каких пор рэп считается чем-то универсальным и в то же время способным идеально вписаться в любое повествование? Вопрос без ответа. Вот ровно насколько рэп был неуместен в недавнем «Разбое», ровно настолько ужасно он вписывается в новую «Русалочку».

Так что в итоге? Пресная актёрская игра, слабые графика и персонажи, сомнительные решения в повествовании, обрезанный оригинальный сценарий и в то же время до ужаса растянутый хронометраж. Disney снова упорно долбится лбом об стену и не видит своей главной ошибки — не трогать то, что и так шикарно работает. Если вам понравились все прошлые «перезапуски» Disney, то можно и посмотреть. В ином случае, вас ждут крайне изнурительные 135 минут издевательства над классикой.

Роман Кнышов
Автор
Роман Кнышов
Русалочка
Оригинальное названиеThe Little Mermaid
Жанрфэнтези, мелодрама, мюзикл
Время135 мин
Премьера25 мая 2023 (Узбекистан)24 мая 2023 (Мир)
РейтингIMDB 7.0Kinopoisk 5.4
РежиссерРоб Маршалл